Тайны «Армении»: все шлюпки сброшены за борт

Тайны «Армении»:  все шлюпки сброшены  за бортНа теплоходе «Армения», затонувшем у берегов Ялты во время Великой Отечественной войны, могло спастись около 500 человек. Все шлюпки были сброшены за борт, а на канифас-блоках обрублены канаты. Об этом стало известно в ходе заседания попечительского совета Русского географического общества. Его глава Сергей Шойгу лично доложил Владимиру Путину о ходе исследований второй экспедиции, которая состоялась в апреле. Погибший теплоход удалось обнаружить только в прошлом году на глубине полутора километров.

Тайны «Армении»:  все шлюпки сброшены  за борт—В ноябре 1941 года фашистская авиация потопила судно, на котором из осажденного Севастополя и Ялты эвакуировали раненых солдат и мирных жителей. По разным данным, погибло от 4,5 тысячи до 10 тысяч человек,—сообщил президенту Сергей Шойгу.—Это одна из крупнейших трагедий на море за всю историю России. 80 лет никто не знал точного места гибели теплохода. В прошлом году специалисты Министерства обороны, Центра подводных исследований РГО нашли и идентифицировали «Армению».
Тайны «Армении»:  все шлюпки сброшены  за бортИсследователи использовали для своей работы новое современное оборудование высокого качества, что позволило не только получить свежие данные, но и поставить под сомнение общепринятые ранее гипотезы деталей гибели «Армении». Так, по словам исполнительного директора Центра подводных исследований РГО Сергея Фокина, вторая экспедиция дала много новых знаний и подняла немало вопросов, ответы на которые пока найти не удалось.
—В ходе обследования мы обнаружили повреждения, очень похожие на попадание одной из авиабомб. И это подтверждает первоначальную версию об атаке именно самолётами-бомбардировщиками, а не торпедоносцами, как писалось во многих источниках,—рассказал Сергей Фокин.—Также нам удалось обнаружить одно из кормовых орудий правого борта, которыми теплоход был дооборудован в 1941 году. Конкретно это орудие находится в положении «по-походному», то есть ствол направлен параллельно палубе, строго в корму. Мы можем с уверенностью сказать, что это орудие не успели привести в боевое положение, поэтому оно не вело огонь по неприятелю во время атаки.
Как сообщил Сергей Фокин, результаты обследования позволили усомниться и в другой популярной версии о том, что теплоход затонул всего за четыре минуты и ни у кого не было никаких шансов спастись. При обследовании правового борта не обнаружено ни фрагментов, ни самих шлюпок на штатных местах, а их всего было 10. Все шлюпки были сброшены за борт, и на канифас-блоках обрублены канаты.
—Мы предполагаем, что шлюпки всё-таки могли успеть спустить на воду. А это значит, что теплоход был на плаву минимум 15-20 минут, это практически 500 человек спасённых: десять шлюпок почти по 50 человек,—заявил и.о. директора Центра подводных исследований.—Кроме того, в кормовой части обнаружен открытый кормовой погрузочный люк. Значит, люди покидали борт с тонущего судна и этим путём. Возникают закономерные вопросы: а где же тогда спасённые и сколько всего было людей на борту? Объект сам нам на эти вопросы не ответит, поэтому была начата реализация проекта «Теплоход «Армения». Вспомнить всех», цель которого—вести обширную архивную работу и сбор историй очевидцев для воссоздания картины трагедии, составления и обнародования единого списка жертв катастрофы.
На данный момент собранный список насчитывает 337 подтверждённых имен, а также данные 268 человек находятся на этапе фактологической проверки. То есть уже можно говорить о 605 известных пассажирах последнего рейса теплохода «Армения». Работа по сбору информации ведется в шести государственных архивах, но сбор данных проходит непросто: часть дел до сих пор закрыта. В свою очередь генеральный директор НТВ Алексей Земский на заседании попечительского совета рассказал о съемках документального фильма, посвященного теплоходу «Армения».
—Искать людей из историй очевидцев катастрофы через 80 лет, какие-то документы—достаточно тяжело,—сообщил Алексей Земский.—Мы нашли внука командира «Армении», от него узнали, что никаких документов от деда не осталось, даже фотографий нет в семье. Так сложилось, что всю семью эвакуировали из Одессы без вещей. Есть список экипажа, есть список погибших врачей Севастопольского военно-морского госпиталя.
Основные итоги подводных и архивных исследований будут представлены на конференции, которая состоится в ноябре 2021 года в Севастополе на Константиновской батарее.
Кроме того, на заседании совета Сергей Шойгу обратил внимание президента на то, что существующие законы не позволяют сейчас организовать государственную охрану подводных объектов. Тот же «Челюскин» (затонул в 1934 году.—Ред.), очевидный объект национального значения, до сих пор не может быть поставлен на учёт как объект культурного наследия.
—Действительно, это проблема, которая требует решения. Она носит и исторический, и научный характер в самом широком смысле этого слова, и мемориальный,—подтвердил Владимир Путин.—У нас во время, скажем, Великой Отечественной войны советский флот потерял достаточно много кораблей. По-моему, около 900 кораблей было потеряно, 1700-1800 различных судов обеспечения, торговых судов, рыболовецких, поэтому многие корабли и подводные лодки затонули с экипажами, и это, естественно, по морской традиции—места упокоения, захоронения моряков. Большинство из них вообще не найдено, неизвестно, где они затонули. Это большая работа, требующая очень внимательного к ней отношения: нужно определить районы, порядок обследования и исследования, правила морского подводного туризма и так далее.

Анна БРЫГИНА.

Анна Брыгина

Корреспондент ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера