ОСАГО для беспилотных автомобилей

ОСАГО для беспилотных автомобилей

Минтранс РФ разработал план для поэтапного запуска на дорогах общего пользования беспилотных автомобилей без инженеров-испытателей на борту к 2024 году.

 

Это уже не будущее, это то, что существует в реальности. Беспилотники уже сегодня могли бы перевозить пассажиров и грузы, их отсутствие на наших дорогах связано только лишь с необходимостью изменения административно-законодательной базы. Вместе с этим страховщикам предстоит создать специальные продукты автострахования для беспилотных транспортных средств. Разработать и внести коррективы в нормативно-правовые акты закона «Об ОСАГО», определяющие предельные тарифы страховки, периодичность прохождения техосмотра, а также штрафы.
Если вспомнить полностью название федерального закона об ОСАГО, то он называется «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». И как будто изначально был написан под беспилотные автомобили, потому что он не для водителя, а для владельца. Автовладелец может ехать на пассажирском сиденье, а автомобилем может управлять либо живой человек вписанный в полис, либо робот. С точки зрения владельца автомобиля, особой разницы нет. Изменения в ОСАГО в первую очередь коснутся переоценки факторов риска. А также наиболее острым является вопрос, кто будет нести ответственность в случае нарушения ПДД беспилотным автомобилем, либо в случае если он станет виновников аварии. Многие эксперты сходятся во мнении, что скорее всего потребуется ввести коллективную ответственность для марки автопилота, который установлен в автомобиле, а не оценивать каждый конкретный автомобиль.
Как отмечает директор по отраслевым решениям в страховании IT-компании «Крок» Андрей Крупнов, «автопилоты уже давно водят и гораздо лучше, чем средний водитель. Их зачем-то пытаются довести до идеала и научить водить безупречно, с нулевыми ошибками, чего в реальной жизни не бывает никогда и нигде. Но так происходит потому, что все новое пугает в принципе. Потихоньку ситуация меняется. На Западе уже 69% страхователей согласны на установку телематических датчиков в автомобиль, а 44% опрошенных автовладельцев выразили интерес к приобретению беспилотных автомобилей. С точки зрения страхования беспилотных автомобилей, здесь получается скомбинированный расчет риска. С одной стороны, сам водитель как человек, генерирующий какие-то риски за рулем, плюс система помощи ему, которая должна уровень этого риска снижать. Страховой тариф должен возникать на стыке одного и второго».
Очевидно, что страхование ОСАГО будет меняться и уходить в цифровую сторону. Сегодня уже очень большое количество автомобилей сходят с конвейера, начиненные всеми возможными датчиками. Если не автопилот, то есть система дополненной реальности, которая в большинстве современных автомобилей либо уже предустановлена, либо может догружаться, отмечает пресс-служба информпроекта «ОСАГО: общественная экспертиза». По мнению руководителя рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» и координатора движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова, «50% автомобилей, проданных в 2020 году, имели доступ в интернет. Это уже так называемый connected car. Дальше мы приходим к тому, что у нас на дорогах начинает появляться все больше и больше автомобилей, которые создают огромный объем бесценной телематической информации. Сами автомобили становятся умнее. Действительно, оценка рисков страхования переходит из области классических расчетов в область обработки больших данных, которые теперь есть».

 

Подготовил Сергей КОШКИН.

Сергей Кошкин

Обозреватель ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера