Эти изобретения сделаны у нас, но прославили иностранцев.
Мобильные телефоны могли появиться в Советском Союзе уже в 60-е. Но такой вид связи выглядел слишком демократичным, и власти не решились его поддерживать.
125 лет назад, 12 марта 1896 года, на заседании Русского физико-химического общества в Санкт-Петербурге была передана первая в мире радиограмма. Опыт продемонстрировал физик и электротехник Александр Попов. Мы считаем его изобретателем радио и беспроводного телеграфа, хотя в западных странах создателем первой такой системы признают итальянца Гульельмо Маркони.
Вот лишь несколько изобретений, на приоритет которых могли бы претендовать Россия или Советский Союз.
Радиоприёмник
После того как 7 мая 1895 года (мы отмечаем эту дату как День радио) Александр Попов впервые представил свой прибор, предназначенный «для показывания быстрых колебаний в атмосферном электричестве», он его усовершенствовал. Изначально устройство под названием «грозоотметчик» создавалось для учебной демонстрации свойств электромагнитных волн, но, проведя его модернизацию, Попов смог осуществить первый в мире сеанс передачи радиосигнала.
Изобретатель продолжил эксперименты. Так, через год он установил возможность радиолокации при помощи беспроволочного телеграфа. Но при этом совершенно не думал о получении патента. Зато этим озаботился итальянский радиотехник Гульельмо Маркони—он ставил опыты с прибором беспроводной связи, похожим на грозоотметчик Александра Попова. В июне 1896 г. Маркони подал заявку на получение патента Великобритании с формулировкой «Усовершенствования в передаче электрических импульсов и сигналов и в аппаратуре для этого», через год с небольшим получил его и тут же поставил изобретение на коммерческую основу. Он создал акционерное общество «Маркони КО», куда пригласил многих учёных и инженеров.
Самолёт
Принято считать, что первыми управляемый полёт на самолёте совершили американцы Уилбер и Орвилл Райт. Их аэроплан поднялся в воздух 17 декабря 1903 года и пролетел 37 метров за 12 секунд. Но отечественные историки авиации готовы поспорить с этим достижением, ведь контр-адмирал Александр Можайский, живший в России, построил и испытал самолёт на 20 лет раньше братьев Райт.
Можайский долго наблюдал за полётами морских птиц и изучал принципы работы воздушных винтов. К проектированию он приступил в 1876-м. Наблюдения и опыты подсказывали изобретателю, что для взлёта машине потребуется разбег, а её крыло должно быть неподвижным.
Будучи человеком не очень богатым, Александр Фёдорович потратил на осуществление мечты все свои сбережения и даже заложил обручальные кольца. В ноябре 1881 года он получил патент на изобретение «воздухолетательного снаряда». А в следующем году аппарат, названный «Жар-Птицей», был готов к испытаниям. Они состоялись 20 июля 1882 г. возле Красного Села под Санкт-Петербургом. Пилотируемый механиком самолёт с двумя паровыми двигателями, по словам очевидцев, отделился от земли, немного пролетел по прямой, а потом накренился набок и сломал крыло.
Денег на дальнейшие испытания у Можайского не было, а поддержки у правительства он не нашёл, так что его планы остались нереализованными. К сожалению, и документов, непосредственно зафиксировавших исторический полёт, не сохранилось.
Лампа накаливания
Этот пример считается таким же хрестоматийным, как и история с изобретением радио. Лампочки накаливания в том или ином виде были известны с 40-х гг. XIX века, и патенты на них имели многие изобретатели в разных странах мира. Был среди них и член Русского технического общества Александр Лодыгин. Ему принадлежал патент на лампу, где в качестве нити накала использовался угольный стержень в герметично запаянном сосуде. Устройство имело большой срок службы, что выгодно отличало его от аналогов. Кроме того, Лодыгин в 70-е XIX века первым установил в лампу вольфрамовую нить, закрученную в форме спирали. Это в разы увеличило и срок её службы, и яркость.
Тем не менее во всём мире это осветительное устройство известно как «лампочка Эдисона». Именно американец Томас Эдисон смог наладить его коммерческое производство, для чего выкупил патенты у многих изобретателей, включая Лодыгина. Кроме того, он усовершенствовал лампу накаливания, придав ей хорошо знакомую нам форму и снабдив винтовым цоколем с патроном.
Таким образом, изобретение электрической лампочки не является результатом труда одного учёного. Но именно вклад Александра Лодыгина был самым существенным.
Автоматический радиотелефон
4 ноября 1957 года советский радиоинженер Леонид Куприянович получил патент № 115494 на «Устройство вызова и коммутации каналов радиотелефонной связи». Проще говоря, это был мобильный телефон.
Устройство ЛК-1 весило три килограмма, однако уже через год изобретатель изготовил опытный образец массой 500 граммов, а в 1961-м сделал гаджет, который весил… 70 г! Куприянович называл его радиофоном и утверждал, что на обслуживание мобильной связью такого города, как Москва, понадобится всего 10 автоматических телефонных радиостанций. Он был настроен очень оптимистично и предсказывал, что вскоре «сотами» полноценной телефонной связи будут покрыты большие территории.
Об изобретении советского инженера писали журналы «Наука и жизнь», «Юный техник» и «За рулём». В киножурнале «Наука и техника» в 1959 г. Куприяновичу и его детищу посвятили отдельный сюжет. Его герой разговаривает по радиотелефону, сидя в движущемся автомобиле, а также в поле и на берегу реки.
Леонид Куприянович был сотрудником закрытого НИИ и занимался своими разработками для души. В конце концов стало понятно, что на широкое внедрение сотовой связи в СССР рассчитывать не приходится. Во-первых, в стране действовал запрет на частное использование раций, во-вторых, такой вид связи выглядел слишком демократичным, и государство не хотело его поддерживать.
Зато партийная номенклатура заказала разработку системы радиотелефонной УКВ-связи для себя. Над ней трудились несколько институтов и предприятий. Созданная ими система «Алтай-1» размещалась в служебном автомобиле, что позволяло чиновникам быть всегда «на проводе».
Гибридный автомобиль
Первый отечественный электромобиль был создан инженером Ипполитом Романовым в 1899 году в Санкт-Петербурге. Машину, предназначенную для перевозки двух человек, называли «кукушка». Половина её массы приходилась на аккумулятор (370 кг), заряда которого хватало на 60 км пути.
В Советском Союзе первый электромобиль построили в 1935 г., а после войны по этой тематике работало множество организаций. На Международном симпозиуме по электромобилям в 1978 г. в Филадельфии советская делегация представила проект машины, работавшей на переменном токе. Тогда это была сенсация: все делали электродвигатели на постоянном токе. Но время показало, что это было верное решение.
Так СССР в этой области исследований оказался впереди планеты всей. А на международной выставке «Электро-73» наши инженеры продемонстрировали экспериментальный гибридный автомобиль.Он работал как на бензине, так и от электростанции на борту. По задумке разработчиков, переходить на электротягу водитель должен в черте города, чтобы не шуметь и не загрязнять воздух выхлопами.
Невзирая на хорошие отзывы зарубежных экспертов, в СССР разработку признали бесперспективной.
Д. ПИСАРЕНКО.
(«АиФ», № 19, май 2021 г.).