Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 14o

Детская улыбка театра

Художественный руководитель Севастопольского ТЮЗа, заслуженная артистка Украины Людмила Евгеньевна Оршанская празднует свой юбилей. За 20 лет ее работы многое изменилось в театре, в городе, в стране. Настало время оглянуться и осознать, какой бесценный вклад внесла эта незаурядная женщина в наше будущее,...

Художественный руководитель Севастопольского ТЮЗа, заслуженная артистка Украины Людмила Евгеньевна Оршанская празднует свой юбилей.
За 20 лет ее работы многое изменилось в театре, в городе, в стране. Настало время оглянуться и осознать, какой бесценный вклад внесла эта незаурядная женщина в наше будущее, которое, как известно, родом из детства.

Однажды мама повела маленькую Люсю в театр. Это был детский спектакль. На сцене стоял настоящий домик из пряников, от которого актеры по ходу действия откусывали по кусочку. И было очень-очень весело! Тогда Люся впервые уверовала в магию театра.
Через много лет Людмила Евгеньевна Оршанская выйдет на сцену Театра на Большой Морской и скажет: «Мы—счастливые люди. Нам выпала судьба дарить сказки. Мы дарили сказки, когда сказки обещали нам и когда обещать перестали. Мы дарили сказки, когда надежды рушились и возвращались. Быть может, наши сказки помогали их возвратить. Мы дарили сказки, когда казалось, что больше не во что верить, и когда казалось, что только верить и остается…» И она верила, даже когда отчаяние подступало к самому сердцу. И—о чудо! Имя этому чуду—ТБМ.
Она хотела быть актрисой, но пришлось быть и завхозом, и режиссером, и бог знает еще кем, чтобы спасти, уберечь, сохранить, а потом создавать, творить, растить. Но давайте обо всем по порядку.
Юная Людмила окончила театральный институт, влюбилась, вышла замуж и поехала за своим супругом в далекий Севастополь, где молодых артистов приняли в театр им. Б. Лавренева, а затем—в театр им. А.В. Луначарского.
90-е—время общественного «сокодвижения», время рождения и гибели идей и начинаний, время театрального бума. В те годы в театре имени Луначарского творили Владимир Петров и Роман Мархолиа. Но на этом празднике Людмиле доставались лишь небольшие роли второго плана. А вот экспрессивного Виктора Оршанского режиссеры занимали активно.
Миром движут амбиции—жаркое желание чего-то большего, тяга к самореализации. Так появилась театральная студия, работавшая в актовом зале «Водоканала». Виктор Оршанский оказался незаурядным режиссером. Студия сразу сфокусировала на себе внимание молодой публики. Это сегодня люди сидят у компьютеров, имитируя общение, а в те годы собирались дружной компанией и шли в театр, кино, в кафе или «приземлялись» на скамейку и пели под гитару хорошие песни.
В студии Виктора Оршанского, которая обосновалась в бывшем кинотеатре «Мир», наряду с детскими спектаклями «Улыбнись, малыш!», «Волшебная хлопушка», «Мишкины шишки» появилась удивительная версия «Ромео и Джульетты», где роли исполняли ровесники героев (ныне ведущие артисты театра им. А.В. Луначарского), и Людмиле досталась роль кормилицы. В этом юном театре не было ни костюмеров, ни гримеров, ни даже уборщиков, а были фонтанирующая молодая энергия и страстное стремление к развитию.
Это стремление привело молодой театр на гастроли в Старый Оскол, а потом случилось поворотное событие в жизни Людмилы Евгеньевны. Катастрофа?! Ведущие артисты вместе с Виктором Оршанским навсегда уехали в Старый Оскол, чтобы строить новый театр.
Людмила осталась с немногими, кто по семейным обстоятельствам не мог поменять место жительства, и совсем зелеными ребятами-студийцами: «Нет, я не героиня. Когда поняла, что театр полностью остался на мне, стало очень страшно. Не за себя, а за людей, которые остались в Севастополе». И она с энергией отчаяния взялась за работу.
Вот, что об этом времени вспоминает Людмила Евгеньевна: «ТБМ резко помолодел, и значит, помолодели и герои наших сказок. Ну а взрослеть, набираться мастерства молодым, как и прежде, помогали старшие тэбээмовцы, не покинувшие театр,—Валерий Константинович Сенчиков и Наталья Александровна Батурина, Наталья Клочкова, Жанна Терлецкая. В театре остались работать одаренные молодые режиссеры—Ирина Плескачева, Ирина Пантелеева, Ольга Ясинская. С первых дней и поныне трудится над созданием спектаклей талантливая Ирина Кузнецова, композитор, заведующая музыкальной частью. В трудное время в театр вернулась Татьяна Кудрякова, первый наш завлит, много сделавшая для того, чтобы новый в городе творческий коллектив узнали и полюбили в Севастополе».
Людмила Оршанская уверенно пробует себя в режиссуре: «Я берусь за постановку только тогда, когда почувствую материал, своих героев, когда пошли мурашки от прочитанного. Я не стремлюсь быть оригинальной, я стараюсь правдиво рассказать историю, которая тронула меня». И ее постановки стали лауреатами «Гран-при» фестивалей и конкурсов, получили признание публики и привлекли внимание театроведов.
В этой связи достаточно вспомнить сценическую версию театра гоголевских «Мертвых душ», которой отдавали первые призы все фестивали, на которых спектакль был представлен. А ведь были еще и другие постановки Оршанской: комедия-хит «Французский ужин», спектакли для маленьких зрителей «Теремок», «Четыре близнеца», «Ай да мышонок!», «Гуси-лебеди»…
И ТБМ под крылом Людмилы Евгеньевны, словно мифическая птица Феникс, возродился и стал уникальным и самобытным коллективом, воспитавшим многие поколения севастопольцев.
Можно сказать, что детский театр определил будущее Севастополя. Эту высокую миссию вполне осознает Людмила Евгеньевна: «Сколько людей, облеченных властью, всуе говорят об эстетическом и нравственном воспитании, даже не представляя себе, с какими трудностями приходится сталкиваться тем, кто этому воспитанию посвятил жизнь! Наши постановщики и артисты, работая за копейки, тем не менее честно выполняют свою задачу: помогают детям разобраться, где добро, а где зло, что красиво, а что безобразно, и почему, несмотря ни на что, надо верить в свою мечту и стремиться к идеалу. Атмосфера нравственного состояния общества через 10-15 лет складывается сейчас».
Жизнь Людмилы Евгеньевны полна событий такого эмоционального диапазона, что, оглядываясь назад, она лишь улыбается всем своим победам и разочарованиям.
Лишь иногда она вспоминает жизненные драмы, со временем превратившиеся в настоящие фарсы, своих друзей и недругов, многие из которых оказались лишь масками в пестрой пьесе ее жизни.
Все эти жизненные перипетии драгоценностями легли в копилку ее актерского опыта. И она выходит на сцену. Жаль только, что не очень часто.
Когда-то, 10 лет назад, режиссер Семен Лосев уговорил ее сыграть Вассу Железнову, сыграть по-новому, отыскав в ожесточившейся горьковской героине женственность и самопожертвование. Вы еще не видели? О, на это стоит посмотреть.
Следующим актерским шедевром стала роль Миронихи в спектакле «Последний срок». Нашлась для Людмилы Евгеньевны роль и в молодежном спектакле «Бездонное озеро», который поставил ее сын, Илья Оршанский. Вот вам и театральная династия.
Определяющей частью театра является личность его лидера. Севастопольский Театр юного зрителя таким, каков он сегодня, определила Людмила Евгеньевна Оршанская. Конечно, театр меняется: пришел новый директор, изменились реалии, появились приглашенные режиссеры. К лучшему эти перемены или нет—судить публике. Но основа театра, его детская улыбка—это прекрасная улыбка Людмилы Оршанской.

Т. Довгань.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ