Художественный руководитель Севастопольского ТЮЗа, заслуженная артистка Украины Людмила Евгеньевна Оршанская празднует свой юбилей.
За 20 лет ее работы многое изменилось в театре, в городе, в стране. Настало время оглянуться и осознать, какой бесценный вклад внесла эта незаурядная женщина в наше будущее, которое, как известно, родом из детства.
Однажды мама повела маленькую Люсю в театр. Это был детский спектакль. На сцене стоял настоящий домик из пряников, от которого актеры по ходу действия откусывали по кусочку. И было очень-очень весело! Тогда Люся впервые уверовала в магию театра.
Через много лет Людмила Евгеньевна Оршанская выйдет на сцену Театра на Большой Морской и скажет: «Мы—счастливые люди. Нам выпала судьба дарить сказки. Мы дарили сказки, когда сказки обещали нам и когда обещать перестали. Мы дарили сказки, когда надежды рушились и возвращались. Быть может, наши сказки помогали их возвратить. Мы дарили сказки, когда казалось, что больше не во что верить, и когда казалось, что только верить и остается…» И она верила, даже когда отчаяние подступало к самому сердцу. И—о чудо! Имя этому чуду—ТБМ.
Она хотела быть актрисой, но пришлось быть и завхозом, и режиссером, и бог знает еще кем, чтобы спасти, уберечь, сохранить, а потом создавать, творить, растить. Но давайте обо всем по порядку.
Юная Людмила окончила театральный институт, влюбилась, вышла замуж и поехала за своим супругом в далекий Севастополь, где молодых артистов приняли в театр им. Б. Лавренева, а затем—в театр им. А.В. Луначарского.
90-е—время общественного «сокодвижения», время рождения и гибели идей и начинаний, время театрального бума. В те годы в театре имени Луначарского творили Владимир Петров и Роман Мархолиа. Но на этом празднике Людмиле доставались лишь небольшие роли второго плана. А вот экспрессивного Виктора Оршанского режиссеры занимали активно.
Миром движут амбиции—жаркое желание чего-то большего, тяга к самореализации. Так появилась театральная студия, работавшая в актовом зале «Водоканала». Виктор Оршанский оказался незаурядным режиссером. Студия сразу сфокусировала на себе внимание молодой публики. Это сегодня люди сидят у компьютеров, имитируя общение, а в те годы собирались дружной компанией и шли в театр, кино, в кафе или «приземлялись» на скамейку и пели под гитару хорошие песни.
В студии Виктора Оршанского, которая обосновалась в бывшем кинотеатре «Мир», наряду с детскими спектаклями «Улыбнись, малыш!», «Волшебная хлопушка», «Мишкины шишки» появилась удивительная версия «Ромео и Джульетты», где роли исполняли ровесники героев (ныне ведущие артисты театра им. А.В. Луначарского), и Людмиле досталась роль кормилицы. В этом юном театре не было ни костюмеров, ни гримеров, ни даже уборщиков, а были фонтанирующая молодая энергия и страстное стремление к развитию.
Это стремление привело молодой театр на гастроли в Старый Оскол, а потом случилось поворотное событие в жизни Людмилы Евгеньевны. Катастрофа?! Ведущие артисты вместе с Виктором Оршанским навсегда уехали в Старый Оскол, чтобы строить новый театр.
Людмила осталась с немногими, кто по семейным обстоятельствам не мог поменять место жительства, и совсем зелеными ребятами-студийцами: «Нет, я не героиня. Когда поняла, что театр полностью остался на мне, стало очень страшно. Не за себя, а за людей, которые остались в Севастополе». И она с энергией отчаяния взялась за работу.
Вот, что об этом времени вспоминает Людмила Евгеньевна: «ТБМ резко помолодел, и значит, помолодели и герои наших сказок. Ну а взрослеть, набираться мастерства молодым, как и прежде, помогали старшие тэбээмовцы, не покинувшие театр,—Валерий Константинович Сенчиков и Наталья Александровна Батурина, Наталья Клочкова, Жанна Терлецкая. В театре остались работать одаренные молодые режиссеры—Ирина Плескачева, Ирина Пантелеева, Ольга Ясинская. С первых дней и поныне трудится над созданием спектаклей талантливая Ирина Кузнецова, композитор, заведующая музыкальной частью. В трудное время в театр вернулась Татьяна Кудрякова, первый наш завлит, много сделавшая для того, чтобы новый в городе творческий коллектив узнали и полюбили в Севастополе».
Людмила Оршанская уверенно пробует себя в режиссуре: «Я берусь за постановку только тогда, когда почувствую материал, своих героев, когда пошли мурашки от прочитанного. Я не стремлюсь быть оригинальной, я стараюсь правдиво рассказать историю, которая тронула меня». И ее постановки стали лауреатами «Гран-при» фестивалей и конкурсов, получили признание публики и привлекли внимание театроведов.
В этой связи достаточно вспомнить сценическую версию театра гоголевских «Мертвых душ», которой отдавали первые призы все фестивали, на которых спектакль был представлен. А ведь были еще и другие постановки Оршанской: комедия-хит «Французский ужин», спектакли для маленьких зрителей «Теремок», «Четыре близнеца», «Ай да мышонок!», «Гуси-лебеди»…
И ТБМ под крылом Людмилы Евгеньевны, словно мифическая птица Феникс, возродился и стал уникальным и самобытным коллективом, воспитавшим многие поколения севастопольцев.
Можно сказать, что детский театр определил будущее Севастополя. Эту высокую миссию вполне осознает Людмила Евгеньевна: «Сколько людей, облеченных властью, всуе говорят об эстетическом и нравственном воспитании, даже не представляя себе, с какими трудностями приходится сталкиваться тем, кто этому воспитанию посвятил жизнь! Наши постановщики и артисты, работая за копейки, тем не менее честно выполняют свою задачу: помогают детям разобраться, где добро, а где зло, что красиво, а что безобразно, и почему, несмотря ни на что, надо верить в свою мечту и стремиться к идеалу. Атмосфера нравственного состояния общества через 10-15 лет складывается сейчас».
Жизнь Людмилы Евгеньевны полна событий такого эмоционального диапазона, что, оглядываясь назад, она лишь улыбается всем своим победам и разочарованиям.
Лишь иногда она вспоминает жизненные драмы, со временем превратившиеся в настоящие фарсы, своих друзей и недругов, многие из которых оказались лишь масками в пестрой пьесе ее жизни.
Все эти жизненные перипетии драгоценностями легли в копилку ее актерского опыта. И она выходит на сцену. Жаль только, что не очень часто.
Когда-то, 10 лет назад, режиссер Семен Лосев уговорил ее сыграть Вассу Железнову, сыграть по-новому, отыскав в ожесточившейся горьковской героине женственность и самопожертвование. Вы еще не видели? О, на это стоит посмотреть.
Следующим актерским шедевром стала роль Миронихи в спектакле «Последний срок». Нашлась для Людмилы Евгеньевны роль и в молодежном спектакле «Бездонное озеро», который поставил ее сын, Илья Оршанский. Вот вам и театральная династия.
Определяющей частью театра является личность его лидера. Севастопольский Театр юного зрителя таким, каков он сегодня, определила Людмила Евгеньевна Оршанская. Конечно, театр меняется: пришел новый директор, изменились реалии, появились приглашенные режиссеры. К лучшему эти перемены или нет—судить публике. Но основа театра, его детская улыбка—это прекрасная улыбка Людмилы Оршанской.
Т. Довгань.