Константин Арцеулов. Авиатор, укротивший штопор

Константин Арцеулов. Авиатор, укротивший штопор

130 лет назад, 29 (17) мая 1891 года, в Ялте родился знаменитый крымчанин, отечественный авиатор-перволёт—Константин Константинович Арцеулов (1891-1980). Лётчик-испытатель Марк Галлай говорил о нём так: «Он был первым в укрощении штопора, в лётных испытаниях самолётов-истребителей оригинальных советских конструкций, в заложении основ массового планеризма в нашей стране. Был одним из первых в аэрофотосъёмке, в проведении ледовых разведок… Он был не только выдающимся лётчиком и интересным, самобытным конструктором, но и прекрасным художником»…

Сын корабела Арцеулова и внук художника Айвазовского

Сам Константин Константинович о себе говорил так: «…Севастополь—это моя вторая родина. Родился я в Ялте. Раннее детство провел под Севастополем и в Феодосии—в доме деда И.К. Айвазовского, а учился в Севастопольском реальном училище. Отец мой—корабельный инженер—строил на Севастопольской верфи РОПИТа старинные броненосцы «Чесму», «Синоп» и другие корабли… Свои каникулы я проводил на даче под Севастополем на пустынном полуострове, кончающемся Херсонесским маяком. Здесь, кроме многих летательных приспособлений (змеев, воздушных шаров, крыльев), я построил наконец свой первый планёр, а после его поломки при испытании стал строить второй—более совершенный…»

Из гардемарина—в пилоты-инструкторы

Будучи из династии корабелов, Арцеулов три года отучился в Санкт-Петербурге в Морском кадетском корпусе. По состоянию здоровья учебную годичную практику гардемарином на кораблях проходить не стал—окончил учёбу, так и не став офицером. По настоянию знаменитого дедушки Константин предпринял попытку поступить в столичную Академию художеств, но безуспешно. Всё же живописи ему поучиться пришлось, причём в студиях известных художников—Константина Юона и Елизаветы Званцевой. Но в 1910 году Арцеулов неожиданно ушёл работать слесарем-сборщиком на столичный авиационный завод Сергея Щетинина, одновременно обучаясь в его лётной школе «Гамаюн». И уже через год, в 1911-м, Константин Арцеулов получил международный диплом пилота-авиатора (№ 45). Ещё через год молодой авиатор вернулся домой, в Крым, и стал работать пилотом-инструктором в Севастопольском аэроклубе…

Кавалерист Первой мировой

В сентябре 1912 года Константин Арцеулов был призван на военную службу. Как ни странно, но служить он пошёл в Крымский конный полк, причём добровольно. Службу проходил в Симферополе в нижних чинах и через год уволился в звании кавалерийского прапорщика. После увольнения в запас продолжал работать пилотом-инструктором в Севастопольском аэроклубе. Когда 28 июля 1914 г. началась Первая мировая война, Арцеулов был призван в армейскую кавалерию и попал служить на Украину, на Подолье, в 12-й уланский Белгородский полк в город Проскуров (ныне Хмельницкий). Командуя взводом, он принимал участие в Галицийской битве и в наступлении в Карпатах. За отличия в боях Константин Арцеулов был награждён «Аннинским оружием» с надписью «За храбрость»…

В бою добыл трофейный самолёт

В одном из боёв Константина ранили. Находясь в госпитале, он обратился к командованию о переводе его, как имеющего диплом пилота-авиатора, в авиационную часть. Просьба была удовлетворена, и в начале 1915-го Арцеулова командировали на учёбу в Севастопольскую военную авиационную школу в Качу, где он получил квалификацию «военный лётчик». После учёбы авиатора направили воевать вновь на Украину, на этот раз на Волынь. Летал Арцеулов на аэроплане французской фирмы «Фарман». В одном из воздушных боёв он сбил немецкий самолёт-разведчик «Альбатрос С.III» и взял в плен вражеского пилота. Трофейный самолёт отремонтировали, и на нём Константин Арцеулов совершал разведывательные полёты с фотографированием военных объектов противника. На трофейном аэроплане авиатор совершил 200 разведывательных полётов…

Кавалер Георгиевского оружия

12 июля 1916-го лётчик-истребитель Константин Арцеулов был прикомандирован к 8-му авиационному отряду истребителей 8-го авиадивизиона 8-й армии Юго-Западного фронта. Его часть базировалась на Украине, на Волыни, в городе Луцке. Авиатор летал на истребителе французской фирмы «Ньюпор-11». В условиях подавляющего численного превосходства авиации противника во время второго Брусиловского наступления Арцеулов совершил 17 боевых вылетов и провёл семь воздушных боёв с аэропланами противника. Уже буквально в конце июля авиатор был представлен командованием к награждению Георгиевским оружием…

На собственных похоронах

В конце августа 1916-го французские газеты писали: «Нам телеграфируют из Петрограда, что известный военный лётчик Арцеулов, внук знаменитого художника Айвазовского, нашёл доблестную смерть в воздушном бою». И действительно, в небе над Белоруссией был сбит аэроплан Арцеулова, а пилотировавший его авиатор погиб. Так вышло, что в тот раз в небе был подшефный прославленного авиатора—прапорщик Шарапов, которого в тот же день хоронили, думая, что это Арцеулов. Сам же Константин Константинович чуть было не опоздал на собственные похороны, но успел с креста снять табличку с надписью: «Прапорщик Арцеулов К.К., 24 августа 1916 года», которую хранил всю жизнь…

Первым в истории авиации вывел самолёт из штопора

30 августа 1916 года прапорщик Константин Арцеулов был переведен из авиационного отряда действующей армии в постоянный состав Севастопольской военной авиационной школы на должность обучающего офицера. Его вскоре назначили заведующим истребительным отделением. 24 сентября 1916 года вписано золотыми буквами в историю мировой авиации. В этот день Константин Арцеулов совершил свой знаменитый экспериментальный полёт, в котором на высоте около 2000 м он намеренно ввёл в штопор аэроплан «Ньюпор-11», а после машину из штопора вывел. В дальнейшем эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей. До этого все авиаторы, чей самолёт срывался в штопор, неминуемо погибали. Теперь же благодаря Константину Арцеулову штопор был навсегда укрощён…

Участие в штурме Перекопа

И февральскую буржуазную, и Октябрьскую социалистическую революции Константин Арцеулов встретил в Крыму в постоянном составе Севастопольской военной авиационной школы. В 1918 году он примкнул к большевикам после того, как те в первый раз вошли в Крым. Выполняя поручение солдатского комитета, Арцеулов на базе расформированной Севастопольской военной школы авиации сформировал 1-й Красный социалистический авиационный отряд. Когда в Крым вошли белогвардейцы, они мобилизовали авиатора в качестве инструктора Севастопольской авиационной школы. Однако Арцеулов на этой должности особого усердия не проявлял, зато активно поддерживал отношения с большевистским подпольем. Когда в ноябре 1920-го Красная Армия подошла к Перекопу и там начались бои, он был тайно избран начальником лётной части школы и летал для связи со штурмовавшими Перекоп частями Красной Армии…

Лётчик-испытатель № 1 и учитель Валерия Чкалова

По окончании Первой мировой войны уважение к Константину Арцеулову в лётных кругах всё больше росло. После революции 1917 года началась эра советской авиации. В декабре 1920-го он стал начальником лётной части 1-й Московской высшей школы красвоенлётов на Ходынке. Одним из учеников Константина Арцеулова был знаменитый Валерий Чкалов, первым совершивший беспосадочный трансарктический перелёт из СССР в США через Северный полюс в 1937 году. Достаточно скоро Арцеулов фактически стал лётчиком-испытателем № 1. В 1923-м он испытывал самый первый советский истребитель «И-1» («Либерти ИЛ-400») конструкции Николая Поликарпова. Этот самолёт разбился в первом полёте, но лётчика-испытателя № 1 судьба хранила…

Пионер отечественного планеризма

Первый планёр собственной конструкции Арцеулов построил ещё в 1904-м, будучи 13-летним подростком, и даже поднимался на нём в воздух. Уже после Гражданской войны, в 1923 году, он получил диплом пилота-парителя № 1. Арцеулов разработал и построил пять планёров собственной конструкции, среди которых и знаменитый планёр «А-5», ставший впоследствии прототипом для планёрных летательных аппаратов. В 1925-м в составе советской команды Арцеулов участвовал в соревнованиях планеристов в Германии. А осенью 1929 года на VI Всесоюзных планёрных состязаниях в Крыму в Коктебеле он испытывал планёр конструкции Королёва и Люшина…

Участвовал в определении трассы будущего Турксиба

В 1927 году Константина Арцеулова перевели в гражданскую авиацию—в «Добролёт». Теперь весь его опыт военного воздушного разведчика пригодился в деле освоения бескрайних просторов страны. Арцеулов работал в области аэрофотосъёмки и ледовой разведки. Он собственноручно провёл аэрофотосъёмку многих удалённых районов страны, в том числе и участков будущей трассы, ставшей одной из главных строек первой пятилетки СССР—железной дороги из Сибири в Среднюю Азию протяжённостью 1145 км, известной впоследствии как Туркестано-Сибирская железная дорога…

В ссылке в Архангельске

Тёмной полосой в жизни прославленного авиатора стал 1933 год. По обвинению в шпионаже в пользу Германии и в краже рулона шёлка Константин Арцеулов был осуждён к высылке в Архангельск. В ссылке ему пришлось работать мотористом на катере. Её срок у Арцеулова закончился в 1937 году, но на 10 лет он оставался «пораженным в правах». До 1942 года он не мог выезжать за пределы Архангельской области, но вскоре ему разрешили поселиться в Можайске, а в 1947-м—в Москве. Арцеулова реабилитировали лишь в 1956 году…

Ведущий художник советских журналов

По причине большого перерыва в лётном стаже Константин Арцеулов в авиацию больше не вернулся, зато исполнил желание своего деда—занялся художественным творчеством. Ещё в далёком 1912 году, живя в Севастополе, Арцеулов выполнил серию иллюстраций к книге «Легенды Крыма» историка и фольклориста Никандра Маркса. С 50-х годов, работая художником-иллюстратором, Арцеулов оформил более 50 книг, 240 номеров журнала «Техника—молодёжи», в редакции которого был ведущим художником. Также он иллюстрировал журналы «За оборону», «Крылья Родины», «Юный техник», «Моделист-конструктор». Кисти Константина Арцеулова принадлежат первый рисунок, посвященный полету Юрия Гагарина в космос в газете «Правда» за 13 апреля 1961 года, а также панно в главном зале Центрального Дома авиации и космонавтики имени М.В. Фрунзе…

А. Осташко.

Другие статьи этого номера