Июль—период новых поисковых экспедиций

Михаил РАЗВОЖАЕВ: «Президент не делит проблемы людей на важные и незначительные»

Поиск места гибели госпитального судна «Белосток» начнется уже в I декаде июля. Об этом рассказал руководитель экспедиции, ведущий научный сотрудник Института общественных наук и международных отношений Севастопольского государственного университета Виктор Лебединский.

Ученые намерены провести мемориальные мероприятия на месте гибели людей, находившихся на госпитальных транспортных судах «Белосток» и «Ленин», погибших у берегов Крыма.
«Мы можем найти транспорт, изучить обстоятельства его гибели и дать точку на карте, где этот транспорт погиб. В данный момент мы не можем сказать, в каком месте это случилось. Если на каких-то кораблях, судах санитарно-транспортных, которые затонули у берегов Крыма, проводятся мемориальные мероприятия, отдание воинских почестей, то в данном случае найти место гибели этого судна—наш гражданский долг»,—рассказал Виктор Лебединский.
Организаторами и участниками проекта выступили: Российское военно-историческое общество, Севастопольский госуниверситет и Русское географическое общество. В экспедиции примут участие магистранты СевГУ.
«Помимо военно-патриотического воспитания студентов и магистрантов, которые принимают участие в нашей экспедиции, они получают еще бесценный опыт морских исследований, практику участия в экспедициях и опыт работы с высокотехнологичными техническими средствами, которым располагает сейчас университет»,—считает Лебединский.
Район проведения поисковых работ определен на основании архивных данных по организации движения кораблей на коммуникациях Черноморского флота в 1942 году.
«Точка находится в 20 милях южнее мыса Фиолент. Однако известные координаты—без секунд, соответственно, квадрат поиска составляет 4х4 километра. Это в лучшем случае объект в этом квадрате, в худшем—судно может быть несколько южнее. Если судно попадает на край плато, то точка находится на глубинах порядка 250-300 метров. Если все-таки корабль затонул несколько южнее, то он попадает на свал, и его глубина залегания может быть свыше 500 метров и даже до полутора километров, что существенно усложнит поиски»,—рассказал Лебединский.
Если объект находится на плато, он будет обнаружен и обследован в этом сезоне.
Для проведения поиска и обследования мест затопления объектов будет использовано современное оборудование Центра морских исследований и технологий СевГУ: гидролокатор бокового обзора, морской магнитометр, набор морской высокоточной навигации, телеуправляемый необитаемый подводный аппарат «Марлин 350».
«Первая часть оборудования необходима для позиционирования наших работ, вторая—для высокоточной навигации. На экспозиции в ЦМИТе представлено гидроакустическое оборудование, а на причале расположено оборудование, относящееся к визуальным средствам осмотра»,—пояснил специалист по гидролокации Станислав Желтянник.
Предполагаемая глубина залегания судна «Белосток»—250-300 метров, грузо-пассажирского парохода «Ленин»—94 метра.

Справка

Санитарно-транспортное судно «Белосток»—бывший испанский пассажирский лайнер Ciudad de Ibiza, который был построен в 1933 году. Прорвался из фашистской Испании в СССР в июле 1938-го и в 1939-м был включен в состав Черноморского пароходства. Первоначально назывался «Транспорт № 4», а в октябре 1939 г. был переименован в «Белосток». Работал на Крымско-Кавказской линии сообщения. Водоизмещение—2043 т. Размеры: длина—75 м, ширина—11,14 м, осадка—4,7 м. Скорость полного хода—12,5 узла. Силовая установка—2 дизеля по 1500 л.с. Экипаж—127 чел.
С началом войны судно было мобилизовано и передано медицинской службе. Медицинский персонал—15 человек: 3 врача, 10 медсестер, 2 санитара. Всего судно выполнило 19 эвакорейсов: в 1941 г.—9, в 1942 г.—10. Из Одессы—6 (1920 чел.), Севастополя—11 (3389 чел.), с Керченского полуострова—2 (633 чел.). Общее количество эвакуированных—5942 чел., из них 615—лежачие, максимальное количество за рейс—611 чел.
Грузо-пассажирский пароход «Ленин» был построен в Данциге в 1909 году по заказу «Добровольного флота». Первоначальное название—«Симбирскъ». До 1920 года работал на линии между Владивостоком, Шанхаем, Нагасаки и Цуругой. В июне 1920 года арестован в порту Нагасаки и передан под контроль эмигрантского правления «Добровольного флота». В 1922 году возвращён СССР. В 1923-м переименован в «Ленин». В 1924 году корабль был переведён на Чёрное море, под управлением «Совторгфлота» обслуживал курортные маршруты, затем—линию Одесса—Новороссийск.
27 июля 1941 года конвой из трёх транспортных судов—«Ленин», «Грузия» и «Ворошилов»—в сопровождении сторожевого катера вышел из Севастополя. В районе мыса Сарыч «Ленин» подорвался на мине, по другим данным—был торпедирован подводной лодкой и через несколько минут затонул.

Другие статьи этого номера