Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 17o

Новые стандарты школьного образования

Министерством юстиции России зарегистрированы приказы о введении в действие обновлённых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего и основного общего образования, разработанных Министерством просвещения Российской Федерации. В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к...

Министерством юстиции России зарегистрированы приказы о введении в действие обновлённых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего и основного общего образования, разработанных Министерством просвещения Российской Федерации. В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы о том, что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит.
Это событие не могло остаться без внимания со стороны не только администрации и учителей школ, но и вузовского сообщества, поскольку сегодняшние школьники—завтрашние абитуриенты и студенты. О том, какое влияние данные изменения окажут на систему высшего образования и рынок труда, рассказал декан факультета управления ЮРИУ РАНХиГС Егор Дудукалов.

 

—Для чего вводятся новые образовательные стандарты?
—Вузы не должны доучивать школьников, поступивших к ним на 1-й курс, а для этого нужно максимально четко сформулировать результат обучения в школе. В этом—идеология законодателя, заложенная в новых стандартах: максимально конкретно описать то, что нужно знать по каждому предмету. Это хороший ход, позволяющий минимизировать возможность переложить свою ответственность на других. Выражаясь образно, школа должна выдавать «готовый продукт» в лице выпускника, а его уровень подготовки должен соответствовать заявленному стандартом.
Высшее образование нужно только тогда, когда необходимо выполнять объем работ, которому нельзя научиться нигде, кроме как в вузе. Получить диплом вуза просто затем, «чтобы был»,—большая ошибка. Сегодня школа формирует именно этот тренд: максимизировать баллы ЕГЭ для попадания в систему профессионального образования без четкого понимания, что делать дальше.
Важно, чтобы вводимые стандарты школьной подготовки помогали школьникам делать более осознанный выбор и нести за него ответственность. Для этого нужно, чтобы школьники начали знакомиться с профессиональной деятельностью как можно раньше.
Очевидно, что далеко не все ученики будут точно знать, чем хотят заниматься в жизни, к своим 17-18 годам, но школа может сделать достаточно, чтобы дать понять, чем они точно заниматься не хотят. Окончить вуз и осознать, что готов работать кем угодно, только не по специальности, т.е. потратить на такой эксперимент 4 года—слишком высокая цена. Чем больше к моменту поступления в вуз человек попробует сформировать у себя профессиональных компетенций в школе, колледже или в ходе реальной работы, тем лучше.

—Как подобные изменения могут повлиять на рынок труда?
—Если анализировать структуру рынка труда, то станет понятно, что у нас нет такого количества высококвалифицированных рабочих мест, чтобы стремиться к всеобщему высшему образованию. Государство тратит огромные средства на 4-6-летнюю подготовку специалистов с высшим образованием, которые пойдут работать на должности, для замещения которых достаточно школьного образования в профильном классе или краткосрочных курсов за счет работодателей.
К примеру, если работодатель пишет в требованиях к вакансии, что ему нужен работник с отличными письменными и устными коммуникативными навыками для работы с корреспонденцией или даже для call-центра, то это уровень выпускника школы. Вуз даст студенту, поступившему на нефилологическую специальность, как правило, менее 100 часов русского языка, только чтобы освежить в памяти школьную программу. Таким образом, в 99% случаев в вузе школьника не научат больше ничему новому по части русского языка.
Наконец, если работодателю нужен специалист, работающий с офисным программным обеспечением, набирающий тексты, таблицы, ведущий презентации и т.п., ему опять-таки подойдет выпускник школы. Это все есть в школьной программе, а по мере работы он получит опыт и закрепит соответствующие навыки. Как показывают опросы работодателей, проводимые институтом, коммуникативные компетенции и владение компьютером—первое и зачастую чуть ли не единственное требование к соискателям для офисной работы в большинстве фирм.
Когда работодатели поймут, что от школьника можно ожидать и хорошего знания языков, и владения компьютером, и наличия других заявленных стандартом компетенций, они будут делать выпускникам школ более интересные карьерные предложения, не предъявляя завышенных требований к многолетнему опыту учебы в университете там, где академическая степень в действительности не требуется. Но первый шаг должен быть за школой и самими учениками.

—Что помимо новых стандартов может поспособствовать изменению отношения работодателей к выпускникам школ?
—Изменение отношения к школьникам со стороны работодателей—дело не одного года, но первый и очень существенный шаг на этом пути—создание в школах профильных классов. Это такая форма сотрудничества между школой и вузом, когда еще в школе ученик начинает получать профессиональные компетенции по какой-то специальности или профессии. К сожалению, новые стандарты эту работу не затрагивают, а стоило бы. Более того, ее стоило бы сделать обязательной во всех школах, примерно с 7-го класса, когда начинается активное участие в олимпиадах школьников и более или менее осознанное разделение детей по интересам.
То, что требуется от законодателя,—это дать возможность перезачесть зачетные единицы, изученные в профильном классе. И речь не только о случаях продолжения обучения в колледже или вузе. Уместно было бы при трудоустройстве предъявлять требования именно к наличию у соискателя школьного аттестата и некоторого количества зачетных единиц в определенной профессиональной сфере для одних категорий должностей и завершенного профессионального образования—для других.
Президентская академия могла бы выступить серьезной экспертной площадкой и крупным партнером в продвижении такой инициативы. Тем более что сегодня дистанционное образование из-за пандемии стало нормой для всех образовательных организаций. Нет сомнения, что в течение года ведущие вузы могли бы обеспечить онлайн-контентом сопровождение любых активностей в рамках профильного обучения во всех российских школах. Наш институт уже участвует в этой работе, и в 2021 году абитуриентами ЮРИУ РАНХиГС стали выпускники первого профильного управленческого класса. Этот опыт еще раз позволяет утверждать, что профильное обучение—достойный ответ на новые вызовы ранней профориентации.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ