Александр Старых и его команда

Проблемы есть. Их необходимо незамедлительно решать

Два с четвертью века назад, то есть в 1796 году, на бережке речки Черной под ветвистым деревом с карандашами и красками расположился путешествующий художник М.М. Иванов. Его пленил роскошный вид инкерманских скал. Как и сегодня, они всматривались в долину грустными глазницами пещер и гротов. С тех пор поколение за поколением Крым, Севастополь вдохновенно рисовали… Назовем лишь некоторых из когорты самых-самых известных мастеров: это один из братьев Чернецовых, Васнецов, Шишкин, Коровин, Левитан, Поленов, Серов, Билибин, Фальк, Дейнека. Об Айвазовском и его учениках—разговор отдельный. Они—наши, крымчане. Но стоит упомянуть иностранных живописцев Буссоли и Симпсона. Судя по их творческому наследию, они, оказавшись в наших краях, забыв о войне, похоже, в течение суток не смыкали глаз…

 

По проторенным выдающимися предшественниками путям в наш город пришла группа выпускников Санкт-Петербургской художественной академии имени И.Е. Репина. В помещении Дворца культуры рыбаков работает открытая в конце минувшей недели коллективная выставка их произведений «Полуостров культуры».
На церемонии ее открытия собравшейся публике и журналистам представили молодого, по-доброму амбициозного бизнесмена, мецената Александра Старых. Его выступление побудило вспомнить Россию периода художников-передвижников. Тогда из государевой казны выделялись немалые средства на творческие командировки, стажировку в Италии, Франции и в других странах Европы особо одаренных молодых художников. Не на месяц, а на год-два и больше.
В эксклюзивном интервью «Славе Севастополя» не без горечи Александр заметил: «Союз художников России—слишком большой, чтобы заметить дарования в области изобразительного искусства и поучаствовать в становлении их судеб». В пределах своих сил и возможностей за это взялась организация «Галерея Старых». Ею реализуется ряд программ, например пленэрная и стипендиальная. Галерея Старых проводит конкурсы. Добившимся в них успехов предоставляют мастерские, содействуют участию в престижных выставках. Полтора десятка отличившихся в творческих соревнованиях получают стипендии. Только в текущем году Галереей Старых закуплено около двух десятков полотен молодых живописцев.
«Наши усилия направлены на поддержку вчерашних студентов»,—сказал руководитель проекта.
Из множества направлений в творчестве в Галерее Старых отдают предпочтение классическому стилю в живописи. Александру не чужды тематические вернисажи, что продемонстрировано и на сей раз.
Так, пятерке одаренных «академиков» было предложено откликнуться на заметное в жизни огромной страны событие—открытие в конце 2019 года регулярного движения пассажирских поездов из Санкт-Петербурга в Севастополь, что немаловажно—по Крымскому мосту!
Затея Александра Старых и его молодых друзей пришлась по душе руководству транспортной компании «Гранд сервис экспресс».
(Трудно удержаться… Кошмар! В названии предприятия все три слова—иностранного происхождения. Разве в богатейшем, могучем русском языке достойной им замены не нашлось? На железнодорожном вокзале сам читал на лакированных боках современнейших вагонов: «Гранд сервис экспресс». Видимо, кому-то из технарей почудилось, что так солидней, значимей. А что тут значимого? Но это так, к слову).
Вообще-то в компании достойные люди делами ворочают. В первом, декабрьском, 2019 года рейсе оказались ребята Галереи Старых. Алевтина Соснина, например, делала зарисовки и перед отправлением с перрона Московского вокзала северной столицы, и в пути, и на конечной остановке—в Севастополе. Старалась для крупноформатных полотен триптиха мужа, Кирилла Соснина, участника пленэрной программы. «Отбытие», «В пути», «Прибытие»—его триптих.
На выставке полотнам Кирилла заслуженно отвели центральное место. На них тесно от человеческих лиц. При этом большинство персонажей—реальные люди. Так произведение искусства сразу стало документом эпохи.
Судя по содержанию работ других авторов, Александр Старых для поездки на место знакового события сформировал небольшую группу художников пленэрного проекта. Ребят разместили напротив острова Тузла, на территории некогда построенной по проекту Тотлебена крепости. Для показа любителям живописи выбраны лучшие картины.
Сугубо личное восприятие: дольше всего я задержался у произведения Александры Соколовой. Картина передает лирический настрой натуры девушки. Творческая командировка впечатлила так, что Александра обратилась к перу и бумаге. «С этюдником я бродила по выцветшему под южным солнцем ландшафту,—писала художница.—Под ногами похрустывали ракушки. Крутая тропка вывела к вершине холма. С этого места открылась синь пролива. Даль и дымка сделали прозрачными металлические фермы моста. В распадке выросла фигура человека». Вот он, сюжет моей картины, решила девушка. Строитель, очарованный своим выдающимся творением.
Еще один участник пленэрной программы Андрей Ерофеев обратился в своем произведении к дню сегодняшнему и глубокому прошлому. Сегодня это вошедший уже в легенду мост, глубокое прошлое—это неубывающее ремесло значительной части керчан, рыболовство. Работа Андрея Ерофеева так и называется—«Керченские рыбаки».
Картина «Братья» свидетельствует о высоком профессиональном мастерстве победителя пленэрной программы Александра Бельмасова.

Если пятерка участников реализации проекта и авторов выставки сложилась стараниями Александра Старых, то Ксения Власова стала в коллективе шестой по собственной инициативе. Как же иначе, ведь она—обладательница базовой стипендии галереи. Молодая художница оригинальна во всем. Так, картина ее не квадратная и не прямоугольная. Она круглая. Сюжет ее—органичный сплав двух событий. 2019 год был объявлен Годом театра. В 2019-м по Крымскому мосту пошли и автомобили, и железнодорожные поезда. И все это Ксении удалось отразить в своей работе. «В своей картине,—пишет в составленной для выставки аннотации Власова,—я соединила два сюжета. Мне ближе кукольный театр. В произведении руки, которые должны управлять марионетками, у меня… строят, создают и запускают пассажирские и грузовые поезда».
На картину тут же нашелся покупатель. Собственник разрешил экспонировать «Сотворение моста» (так художница назвала свое произведение) на выставках. Одна из них состоялась в родном Санкт-Петербурге. В Севастополь картины привезли из Симферополя, где их показ был организован в библиотеке имени Ивана Франко. Александр Старых доволен: в главном городе Республики Крым вернисаж гостей с берегов Невы посетили свыше трех тысяч любителей живописи!
Александр вынашивает планы новых проектов. Меценат, похоже, готов предложить творческой молодежи отразить на полотнах главные, знаковые события двух последних лет. Это будет, скажем, не только одна пандемия коронавируса. Но без нее не обойтись…
Старых молод, амбициозен, энергичен. Будет ли в культурной столице России именная картинная галерея? Есть же в Москве Третьяковская.
Похоже, Александр Старых готов был спросить: «Шутите?» Но вполне серьезно на мой вопрос ответил:
—Мы мечтаем, что однажды в результате наших усилий в Санкт-Петербурге появится музей актуальной молодежной живописи. Важна суть, а не то, как музей будет назван.
Пока же импонирует явление, когда видишь, что дремавшие мощные старые корни традиций передвижников пустили молодую поросль. Реальными кажутся надежды, что мы увидим новых Поленовых, Серовых, Левитанов… Но и Третьяковых, Морозовых.
А пока запомним имена авторов развернутого сегодня у нас вернисажа.

 

А. КАЛЬКО.

Другие статьи этого номера