Водителей ждет внеочередное обязательное медицинское освидетельствование

Севастопольский врач защищен  от незаконного преследования

Правительством РФ предложен законопроект по внесению изменений в федеральный закон «О безопасности дорожного движения», которые сейчас проходят публичные обсуждения. Основная идея—исключить возможность управления транспортными средствами для водителей, у которых при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований либо оказании медицинской помощи установлены заболевания (состояния), являющиеся медицинскими противопоказаниями либо медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами.
О том, на что могут повлиять предложенные изменения, рассказала заведующая кафедрой административного и служебного права Южно-Российского института управления РАНХиГС Леся Душакова.

 

Какова ситуация сейчас?

—В настоящее время водители (кроме тех, кто осуществляет профессиональную деятельность по управлению транспортными средствами) обязаны проходить медицинское освидетельствование по истечении срока действия водительского удостоверения. Причем водители, у которых выявляются в этот период медицинские противопоказания, продолжают управлять транспортными средствами до истечения срока действия прав.
Такая ситуация связана прежде всего с отсутствием необходимого межведомственного информационного взаимодействия между Минздравом России и МВД России по обмену информацией о гражданах, имеющих противопоказания к управлению транспортным средством. Предлагаемые изменения как раз и касаются создания системы электронного обмена медицинскими данными водителей между МВД РФ и Минздравом России.

 

Что изменится, если законопроект будет принят?

—Если изменения будут приняты, то с 1 марта 2022 года при выявлении у водителя медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством эта информация будет направлена в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (далее—ЕГИСЗ), а водитель отправлен на обследование и лечение для проведения внеочередного обязательного медицинского освидетельствования.
Самым важным является то, что на этот период действие имеющегося у водителя медицинского заключения (при его наличии) и водительского удостоверения приостанавливается. В результате водитель получит новое медицинское заключение, которое будет размещено в ЕГИСЗ и направлено в МВД России в электронной форме. Далее возможны три варианта развития событий:
1) если противопоказания не будут выявлены, то действие права на управление транспортными средствами восстанавливается и водительское удостоверение признается действительным;
2) при выявлении противопоказаний действие права на управление транспортными средствами будет прекращено, а водительское удостоверение признано недействительным;
3) в случае если лечение даст возможность вновь управлять транспортным средством и водитель не будет иметь противопоказаний, то он должен будет получить новое водительское удостоверение.
Как следствие, все медицинские организации будут обязаны представлять информацию о выявленных заболеваниях в МВД РФ, где затем будет решаться вопрос о действительности водительского удостоверения.

 

Почему этот вопрос вновь стал актуальным?

—Сама идея подобных изменений обсуждается уже некоторое время. Дискуссия на эту тему ведется с декабря 2018 года. Впервые она была анонсирована в ноябре 2019 года. Тогда Минздрав России настойчиво выступил против передачи сведений о здоровье водителей в МВД России.
Идея, безусловно, актуальна, тем более что речь идет о безопасности дорожного движения, жизни и здоровье граждан. Кроме того, ни для кого не секрет, что на сегодняшний день аннулирование водительских удостоверений является проблемой.
По статистике МВД России, в течение последних трех лет и 6 месяцев 2021 года на основании судебных решений было прекращено право на управление транспортными средствами в отношении всего 16,2 тысячи водителей.

 

Останется ли информация о состоянии здоровья конфиденциальной?

—Вопрос обеспечения конфиденциальности информации о состоянии здоровья гражданина, которая гарантируется Конституцией РФ и законодательством об охране здоровья граждан, в этой ситуации остается открытым. Вряд ли можно признать допустимым, по сути, автоматическое предоставление медицинской организацией информации о состоянии здоровья гражданина без его добровольного согласия.
В этой связи предлагается одновременно внести изменения в федеральный закон «О персональных данных» и отнести эти сведения о состоянии здоровья к специальным категориям персональных данных, что означает допустимость их обработки.
В конечном итоге мы в очередной раз сталкиваемся с весьма сложной проблемой гармонизации частного и публичного интереса, что позволяет предположить значительную активность общественности в обсуждении этого вопроса.
Отметим, что названные выше изменения связаны с реализацией федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные и качественные дороги», проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» национального проекта «Здравоохранение».

Другие статьи этого номера