Станиславский и его уникальная система актерского мастерства

Станиславский  и его уникальная система актерского мастерстваСколько систем актерского мастерства существует в мире? Конечно, первой на ум приходит система Станиславского… Константин Сергеевич Станиславский—известный российский актер и режиссер, основоположник самой знаменитой во всем мире системы подготовки актеров. Этим Россия, без сомнения, может гордиться.

 

Родился Станиславский в Москве в 1863 году в дружной многодетной семье крупного промышленника, состоявшего в родстве с братьями Третьяковыми и Саввой Мамонтовым. Сценическую деятельность начал рано, в 1877 году, в Алексеевском кружке. Как начинающий актер, он отдавал предпочтение ролям с ярким характером, которые бы давали возможность художественного перевоплощения.
Позднее любимой своей ролью он назвал студента Мегрио из водевиля «Тайна женщины», а также цирюльника Лаверже из «Любовного зелья». Станиславский усердно занимался гимнастикой и пением с лучшими преподавателями, так как профессионально относился к работе над любой ролью. В 1888 году он вошел в число создателей Московского общества искусства и литературы, а в 1898-м вместе с Немировичем-Данченко основал Московский художественный театр, который существует по сей день.
Школа Станиславского представляет собой, во-первых, вид психотехники, которая позволяет актеру работать как над собственными качествами, так и над персонажем роли. В рамках этой школы актер должен работать над собой, проводить ежедневные тренировки. По Станиславскому, работа актера на сцене представляет собой психофизический процесс, в котором участвуют внешние и внутренние данные актера: воображение, эмоциональная память, внимание, способность к общению, обостренное чувство правды, абсолютное чувство ритма, техника речи, пластика и еще ряд составляющих, индивидуальных для каждого актера. Все эти качества необходимо развивать. Во-вторых, Станиславский уделял большое внимание перевоплощению в образ персонажа при работе актера над ролью, когда персонаж неразделим с актером…
В результате система Станиславского легла в основу большинства мировых тренингов актерского мастерства, существующих до сегодняшнего дня, и продолжает «давать плоды» всем актерам, которым удается овладеть ею в совершенстве! Именно тогда возникает то самое волшебство, в результате которого тысячи женщин писали письма с адресом на конвертах: «Гоше из кинофильма «Москва слезам не верит», не разделяя персонаж и актера Алексея Баталова, его сыгравшего.
На страничках библиотеки в соцсетях мы знакомим подписчиков с яркими образцами актеров, работающих по системе Станиславского. В следующих публикациях в «Славе» мы познакомимся с другими системами актерского мастерства, существующими в мире сегодня.

 

Е. Юшкина, ведущий библиотекарь библиотеки-филиала № 15 ГБУК Севастополя «РИБС».

Другие статьи этого номера