Криминальные звонки: на телефонных мошенников найдем управу!

Криминальные звонки:  на телефонных мошенников найдем управу!

«Сталкивались ли вы с телефонными мошенниками? Какие «блага» они вам обещали? Кто, по вашему мнению, должен бороться с обманщиками?»—ответить на эти вопросы мы попросили наших читателей не случайно. Ведь число криминальных звонков по телефону не уменьшается, и чаще всего люди попадаются на крючок к мошенникам просто из-за незнания, как их могут обмануть. А зная наиболее распространенные способы мошенничества, можно уберечься от неприятностей.

Звонят каждому второму

Как отмечают специалисты, мошенники с каждым днем становятся изобретательнее, пользуются отсутствием визуального контакта с потерпевшим, маскируют злой умысел под видом оказания онлайн-услуг, получивших широкое распространение в условиях ограничительных мер, принимаемых государством в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции. По данным ВЦИОМ, в первом полугодии 2021-го более половины россиян (57%) получали звонки от телефонных мошенников, а почти каждый пятый (19%)—sms-сообщения. Чаще всего мошенники звонили москвичам и петербуржцам (70%), жителям городов-миллионников (69%). Реже других такие звонки были жителям сел (40%) и малых городов (55%), а также молодым людям 18-24 лет (49%).
Среди самых часто используемых мошенниками «легенд»: предложения банковских услуг (38%), банковские карты (27%), кредитование (8%), предложения перечислить денег (5%), а также информация о выигрыше призов и медицинских услугах (по 3%).
В результате действий телефонных мошенников понесли денежный ущерб 9% респондентов (из них 6% сообщили о значительном ущербе). Чаще других в числе жертв мошенников оказывались жители сел (15%), молодежь 18-24 лет (14%), граждане 35-44 лет (10%), а также россияне без высшего образования (13-14%). Не получали ущерба от таких действий 91% наших соотечественников.
—Мне обещал компенсацию за некачественное лечение,—рассказывает первым дозвонившийся в редакцию нашей газеты Иван Григорьевич Шилов.—Однажды я поддался на рекламную уловку и купил дорогостоящую мазь (болели ноги), после использования которой я, по уверениям продавцов, должен был начать бегать, как конь. Естественно, чуда не произошло. Потом позвонил якобы прокурор, спросил, покупал ли я такое лекарство, поинтересовался, помогло ли оно мне. А потом сказал, что раз мне были оказаны некачественные услуги, то полагается чуть ли не миллионная компенсация. Только для получения этих денег необходимо перечислить сто тысяч рублей для выплаты комиссии. Даже банковский счет по телефону переслал. У меня в это время как раз сын гостил, естественно, никаких денег мы никуда переводить не стали. Считаю, что с телефонными мошенниками должны бороться сами люди. Главное—не поддаваться на уловки обманщиков.
Как отмечают сотрудники правоохранительных органов, описанная Иваном Григорьевичем ситуация—пример классического «развода» пожилых доверчивых людей. Важно помнить, что запросы вроде «переведите нам комиссию»—всегда признак мошенничества. Обманщики предлагают получить компенсацию за ранее использованные БАДы, лекарства, за ущерб здоровью. Мошенники сообщают, что якобы была проведена проверка, выяснилось, что препараты были не столь действенными, и человеку положена компенсация. А чтобы его признать потерпевшим, нужно оплатить справку или еще что-нибудь.
Важно знать, что ни сотрудники прокуратуры, ни работники медицины, ни социальные сотрудники или представители опеки, ни работники Пенсионного фонда, банка, почты или управления по финансам никогда не предложат собеседнику ничего подобного. Даже если клиенту причинен вред, для его возмещения существуют совсем иные процедуры. И даже если комиссия где-то списывается, она списывается с выплачивающей стороны.
—Сама я с мошенниками не общаюсь, а вот мою соседку обманули,—продолжает разговор проживающая на ул. Юмашева Надежда Петровна.—Ей позвонил мужчина, назвавшийся сотрудником службы безопасности банка, и сообщил, что на ее банковский счет якобы совершается хакерская атака и чтобы уберечь накопления, их нужно вывести на резервный счет. Соседка выполнила все указания мужчины и перевела свои накопления с карты на чужой счет. Лишь спустя несколько дней, придя в банк, она поняла, что ее обманули.
А еще моя сестра чуть было не попалась на уловку мошенников: ей позвонили от имени Пенсионного фонда и предупредили о снижении пенсии. А для того чтобы этого не допустить, посоветовали связаться с сотрудником Пенсионного фонда и услужливо подсказали номер телефона «службы», а там ей сообщили о необходимости погасить некую задолженность. Надо было перевести 45 тысяч рублей на подставной расчетный счет, на самом деле принадлежащий мошенникам. Хорошо, что сестра вовремя спохватилась. Считаю, что при разговоре с незнакомыми людьми важно не терять бдительности, чтобы вас не обманули.
—Наглость телефонных мошенников переходит все границы!—возмущается Александр Юрьевич.—Мне позвонили с предложением перевести деньги на карту другого банка, где якобы платят большие проценты на остаток и так далее, когда я лежал в больнице. Я говорю звонившей: «Девушка, я в данный момент лежу в ковидном госпитале, мне процедуры делают, не до вас сейчас». А она в ответ: «А когда я могу вам перезвонить?»

 

Способы разные, цель одна—заполучить ваши деньги

Для этого мошенники используют всевозможные уловки. Обычно звонящий обращается к человеку по имени и отчеству, чем сразу подкупает. Но вспомните, сколько раз вы заполняли анкеты в магазинах и вносили туда свои персональные данные… Вы уверены, что никто не попытается использовать их в корыстных целях?
Чаще всего мошенники делают ставку на то, что все надо делать быстро. Например, если «совершается подозрительная операция» и «деньги сейчас просто исчезнут», человека торопят с принятием решения, он теряется и не может выйти из-под чужого влияния. Кроме того, мошенники оперируют профессиональными терминами, создается фон реально работающего офиса или колл-центра, это тоже внушает доверие.
Естественно, это не все мошеннические схемы. Среди наиболее часто встречающихся способов телефонного мошенничества специалисты называют следующие.

 

Короткий звонок

Было ли в вашей жизни такое, когда кто-то звонит с неизвестного номера и тут же отключается? Злоумышленники регистрируют платные номера, любой звонок на который оплачивается звонящим. С них делаются звонки в расчете, что жертва перезвонит в ответ на пропущенный вызов. И тот, кто привык перезванивать или ждет важного звонка, обязательно это сделает и лишится денег на счете. Четкой цифры, сколько денег списывается за такое соединение, не существует. Как правило, мошенники предпочитают не злить жертв, получая от каждого любопытного по 5-10 рублей за соединение. Но в некоторых случаях минута разговора с таким абонентом может обойтись и в 100 рублей, и в более весомую сумму.
Чтобы не стать жертвой подобного трюка, не стоит перезванивать тем, кто набирает и сразу дает отбой.

 

Взятие на испуг

Мошенники направляют сообщение примерно следующего содержания: «С вашей банковской карты успешно выполнена оплата покупки на сумму десять тыс. руб. Платеж будет выполнен в течение суток. Если вы не совершали данный платеж, просим обратиться в отдел финансовой безопасности банка по номеру…» И далее следует номер аферистов.
После этого возможны два варианта развития событий: или присланный номер оказывается платным, и у позвонившей по нему жертвы списываются немалые средства за звонок, или, позвонив по присланному номеру, жертва попадает на классический «развод», когда воры, представившись сотрудниками банка, предлагают вывести деньги с карты или назвать ее реквизиты.
Поэтому при любых неожиданных сообщениях или звонках из «банка» следует сразу обрывать звонок и самим звонить по номеру, указанному на вашей карте или в банковском договоре, чтобы выяснить суть происходящего.

 

Использование секретного кода

В такой схеме злоумышленник представляется сотрудником банка или сотовым оператором и сообщает пользователю о якобы подключенных ему по ошибке платных услугах. После этого мошенник запрашивает информацию из настоящих сообщений от банка или сотового оператора, чтобы ненужную услугу выключить. Получив нужную информацию, злоумышленник списывает со счета пользователя деньги.
Что делать в этом случае? Сразу прерывать входящий звонок и звонить по номеру банка, указанному на вашей карте, или входить в «Личный кабинет» оператора связи, но на его официальном сайте, а не по ссылке, которую вам могут прислать в сообщении.

 

Запись ответов

Звонок совершается от имени провайдера. Мошенники говорят, что проводят проверку мобильной связи, спрашивают, хорошо ли их слышно, и задают другие вопросы, на которые жертва, скорее всего, будет отвечать утвердительно. Такие ответы и являются целью преступников. Сейчас, когда банки вводят биометрическое распознание пользователя, злоумышленники могут использовать диктофонную запись голоса жертвы для подтверждения списания денег со счетов.
Так называемая биометрия резонно пугает многих клиентов банка, понимающих, что выкрасть образец голоса на самом деле очень просто.
Как быть? Отвечайте уклончиво, вопросами, междометиями, старайтесь избегать ответов «Да» и «Нет». А лучше вообще прекращайте разговор с незнакомцами.

 

Заманчивое предложение

На мобильный приходит сообщение о неиспользованных бонусах и ссылка, перейдя по которой, вы можете изучить количество «набранных» баллов. Цель мошенников—перенаправить пользователя на поддельный сайт какого-нибудь известного магазина, в котором жертве предложат авторизоваться и ввести личные данные. В этом случае специалисты советуют не авторизовываться на «левых» ссылках.
В общем, главная защита от мошенников—собственная бдительность. Согласно проведенному ВЦИОМ опросу, треть россиян (34%) полагают, что в будущем могут лишиться средств в результате действий телефонных мошенников, 45% считают это маловероятным. Уверены, что с ними этого никогда не случится, 18% опрошенных. По оценкам половины респондентов (52%), бороться с телефонными мошенниками должно государство. 16% считают, что это должны делать телефонные операторы, а 8% возложили бы эту ответственность на организации, чьими сотрудниками представляются телефонные мошенники. Ну а севастопольцы призывают бороться со злоумышленниками собственными силами: быть внимательными и не дать себя обмануть.

 

Елена ИВАНОВА.

Предлагаем нашим читателям очередной «Вопрос в лоб»: «Как вы считаете, можно ли брать сегодня потребительские кредиты, ипотеку, автокредитование? Почему?» Ответ можно дать в пятницу, 3 сентября, с 13 до 14 часов по телефону 54-31-95 или прислать на электронный адрес редакции (slavasev@mail.ru) не позднее понедельника, 6 сентября.

Елена Иванова

Корреспондент ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера