Каким будет «Культурный код Севастополя»

Балаклава: прошлое и настоящее

31 августа в парке имени Анны Ахматовой под куполом «Театральной улицы» состоялась пресс-конференция, посвященная благоустройству Севастополя и проведению фестиваля «Культурный код Севастополя», организованного при содействии Российского фонда культуры в рамках реализации национального проекта «Культура», а также при поддержке ОНФ и «Россотрудничества».

 

В общении с прессой приняли участие генеральный директор АНО «Центр формирования гражданской культуры» Валерий Александрин, руководитель проекта «Россия здесь» и представитель проекта «Великая Россия» Любовь Солдаткина, присоединившаяся к остальным спикерам в онлайн-режиме, руководитель представительства АНО ДПО «Академия контрактных отношений» по ЮФО в Севастополе, доктор психологических наук Лариса Карапетян, кандидат исторических наук, доцент Института развития города Севастопольского государственного университета Алексей Тихонов, директор ФБГУК «Российская государственная художественная галерея» Виталий Зотов, современный российский художник-акварелист Александр Воцмуш и архитектор, представитель научно-инновационного центра «Приоритетные городские проекты» Института развития города СевГУ Екатерина Миклясевич.
Почетными гостями стали финалисты проекта «Культурный код Севастополя», прибывшие в город несколькими днями ранее из Москвы, Санкт-Петербурга и Оренбурга. Созданным ими арт-объектам предстоит преобразить Севастополь и подчеркнуть особый дух нашего удивительного города.
Валерий Александрин отметил, что проект «Культурный код Севастополя»—это в первую очередь конструирование нового образа Севастополя с помощью современного искусства.
«Мы хотим запустить дискуссию по актуальности современного искусства в художественном воплощении монументальных форм, размещенных в общественных пространствах города. «Культурный код Севастополя»—это некая лаборатория, исследование на тему того, каким может быть современное искусство, олицетворяющее Севастополь. Сегодня это очень актуально.
Мы провели отбор эскизов, получив 129 работ от 87 участников со всей России. Были определены 10 финалистов, которые вот уже несколько дней знакомятся с Севастополем, погружаются в его атмосферу, природу, архитектуру, культуру и остальные аспекты. Затем они отправятся в арт-кластер «Таврида-Арт», где будут создавать макеты своих арт-объектов и представят их вначале на фестивале «Таврида» в Судаке. 11 и 12 сентября на масштабном фестивале «Культурный код Севастополя» состоится арт-презентация всех работ, где члены жюри и общественный совет выберут победителей в номинациях «Урбан» и «Эко». В эти дни жителей и гостей города ждут дискуссии, лекторий, ярмарка живописи и искусства, различные досуговые музыкальные и художественные активности»,—добавил Валерий Александрин.
Директор ФБГУК «Российская государственная художественная галерея» Виталий Зотов подчеркнул, что «Культурный код Севастополя»—это очень важное и своевременное мероприятие: «Разумеется, у большинства людей уже сформировались определенные символы Севастополя. Но жизнь идет вперед, меняются наши отношение и восприятие окружающего мира, меняются люди, сам город. И это, конечно, требует каких-то визуальных изменений. Проведение подобных конкурсов—яркая попытка нащупать новые смысловые ориентиры, с которым город будет двигаться дальше».
Затем выступила руководитель проекта «Россия здесь» и представитель проекта «Великая Россия» Любовь Солдаткина, отметившая, что сейчас очень многое делается для развития современного искусства и креативных индустрий: «Этим конкурсом мы хотим объединить креативные сообщества, органы власти, представителей бизнеса, культурные институции, тем самым сформировать модель взаимодействия между всеми участниками, чтобы в дальнейшем появлялись уникальные объекты искусства в городе, которые будут воплощать заложенный геном города и станут точками притяжения как местных жителей, так и многочисленных гостей».
По мнению представителя проекта «Великая Россия», конкурс «Культурный код Севастополя» обращён в будущее, хотя и вдохновлён прошлым.
«Оглядываясь назад, мы думаем о завтрашнем дне, мечтаем о победах и беспокоимся о детях. Какой они предложат образ России? Мы следуем идеологии сохранения и возобновления великих российских традиций, неся в каждом изделии частичку страны и её истории. Одной из важных задач является формирование у молодежи осознания своей принадлежности к российскому народу, а также мотивирование молодого поколения к выражению этой мысли посредством их творчества. Мы выступили в качестве спонсора конкурса, так как идея создания «Культурного кода Севастополя» очень близка миссии нашего проекта и разделяет наши ценности»,—подчеркнула Любовь Солдаткина.
Кроме того, в поддержку «Культурного кода Севастополя» был запущен конкурс по разработке дизайна для футболок «Великая Россия: сегодня и завтра», в котором каждый художник может воплотить свои идеи по созданию одежды патриотической направленности. Среди участников конкурса выберут одного художника, у которого будет возможность разработать линейку одежды совместно с брендом «Великая Россия».
Представитель АНО ДПО «Академия контрактных отношений» по ЮФО в Севастополе, доктор психологических наук Лариса Карапетян, в свою очередь, отметила, что вот уже более 200 лет многие поколения севастопольцев возрождают, сохраняют город, и при этом каждое новое поколение имеет возможность внести свой ценный вклад—сделать Севастополь таким, каким оно его видит и о каком мечтает: «Важно осуществлять воспитательную функцию, именно поэтому мы поддерживаем этот конкурс и считаем, что каждому севастопольцу и гостю региона он поможет заново пережить, прочувствовать и выразить свою любовь к этому городу и свое видение того, каким они его представляют: обновленным и современным».
По мнению кандидата исторических наук, доцента Института развития города Севастопольского государственного университета Алексея Тихонова, определить культурный код в данном случае очень непросто: «Мы неплохо знаем о кодах прошлого, они изучены и продолжают изучаться, но там все сводится к поиску и интерпретации информации. Мы же ищем код, ориентированный на будущее, на искусство. Сейчас мы стоим на прочном фундаменте, он во многом помогает нам, но в то же время очень ограничивает наши возможности».
О сложности предстоящей задачи по определению культурного кода Севастополя высказался и художник-акварелист Александр Воцмуш. «Впереди очень много работы, надо искать таланты, отбирать эти крупицы и нести бриллианты в мир»,—заявил он.
Архитектор, представитель научно-инновационного центра «Приоритетные городские проекты» Института развития города СевГУ Екатерина Миклясевич в финале пресс-конференции подчеркнула, что сегодня многие города изучают историю и общественные пространства, пытаясь интерпретировать их в искусство: «Мне, как архитектору очень хочется, чтобы проект «Культурный код Севастополя» стал неким мощным толчком! Чтобы символами нашего города перестали быть корабли, маяки и чайки, а появились какие-то новые урбанизированные объекты. Ведь в результате появится совершенно новый облик, культурный код не только города, но и всей страны в целом».

Другие статьи этого номера