Главное—не бойтесь вы, не бойтесь жизни: она веселая, занятная, чудная штука—эта жизнь.
(А. Куприн «Поединок»).
7 сентября 1870 года родился Александр Иванович Куприн.
Александр Иванович Куприн—русский писатель, переводчик. Ему было суждено прожить непростую жизнь. Он испытывал взлёты и падения, нищету киевского люмпена и обеспеченность любимого публикой писателя, славу и забвение. Он никогда (или почти никогда) не шёл по течению, но часто—против него, не щадя себя, не думая о завтрашнем дне, не боясь утратить завоёванное, начать всё заново. В его сильной натуре было много внешне противоречивого и вместе с тем органически ей присущего, и именно противоречивость характера Куприна во многом определяла незаурядность и богатство его личности.
Бросив военную службу, оставшись без средств к существованию, Куприн сумел выбиться из затягивающего болота босяцкого быта, не затеряться среди массы провинциальных газетчиков, обречённых на положение бульварных борзописцев, стал одним из популярнейших русских писателей своего времени. Его имя упоминалось в ряду имён выдающихся реалистов конца XIX—первой половины XX века: Андреева, Бунина, Вересаева, Горького, Чехова.
Возможно, нельзя назвать другого литератора, создававшего столь разные по своему художественному качеству произведения на протяжении всего творческого пути. И дело здесь не столько в том, что порой Куприну изменял художественный вкус,—он обладал значительным дарованием. Главным его врагом был общительный, неусидчивый, беспокойный характер. Неумение наладить строй своей жизни, приводящее к работе «с колёс», из-под палки, для денег, заставляющее писать, когда в соседней комнате уже ждал посланный издателем человек, писать с надеждой на то, что неудачные места можно будет исправить в корректуре. Но всегда ли исполнялось это благое намерение?
Куприну, прирождённому литератору, стоило невероятного труда усадить себя за работу: его большое, сильное тело требовало движения, а душа—всё новых и новых впечатлений. «Я всегда работал тогда, когда надо мной нависала необходимость». Так говорил о себе Куприн. Увы, такая работа очень часто приводила к спешке. А это не могло не отразиться на её результатах.
Глубоко русский человек, тоскующий без меткого народного словца, без любимой Москвы, он почти два десятка лет провёл вдали от Родины.
Не все произведения А.И. Куприна выдержали испытание временем. Не все произведения, выдержавшие это испытание, вошли в золотой фонд русской литературы. Но достаточно перечитать лишь некоторые из лучших повестей и рассказов писателя, чтобы убедиться, что они по-прежнему интересны. Не отошли в прошлое, как это произошло с наследием несметного числа литераторов. Куприн по праву занимает почётное место в истории великой русской литературы, которую трудно себе представить без «Олеси» и «Поединка», «Дознания» и «Гранатового браслета», «Мелюзги» и «Белого пуделя». И если кому-то, оценивающему произведения Куприна с позиций изощрённого искусства XX века, с его иронией—признаком слабости,—они покажутся в чём-то наивными, простоватыми, стоит вспомнить слова Саши Чёрного из письма Куприну: «Радовался чудесной Вашей простоте и увлечённости—нет их больше в русской литературе…»
А.И. Куприн внёс свой весомый вклад в развитие русской культуры, и в этом состоит непреходящее значение его творчества.
И. Кузнецова, заведующая библиотекой-филиалом № 1 ГБУК Севастополя «РИБС».