«Похожий на корабль»

«Похожий на корабль»

Этого события в Севастополе ждали долгие тридцать лет: возобновлено строительство КОС «Южные». В настоящее время идет заливка фундамента первых двух зданий. Работы начались спустя год после подписания контракта. Это время отняли многократные переделки проекта. По контракту возведение объекта должно завершиться до 2025 года. Но, по словам губернатора региона Михаила Развожаева, КОС будут введены в эксплуатацию раньше. Сейчас цена контракта превышает 6,5 миллиарда рублей. КОС «Южные» считаются одним из самых проблемных проектов, реализуемых в рамках ФЦП.

—Подрядчик приступил к активной фазе строительного процесса: сегодня ведется устройство фундамента здания механической очистки. В течение трех недель планируется завершить все монолитные работы и приступить к устройству каркаса здания,—рассказал директор департамента капитального строительства Илларион Гапицонов.—В индивидуальном порядке Главгосэкспертиза пошла нам навстречу: мы будем загружаться постепенно с целью получения положительного заключения на каждый этап. Это существенно ускорит процесс строительства.
По словам заместителя генерального директора компании-подрядчика Михаила Балдина, сейчас строители также подготавливают основание под здание административно-бытового корпуса—трехэтажного объекта в светло-голубых тонах, «похожего на корабль».
Как сообщала «Слава Севастополя», 11 августа губернатор Михаил Развожаев на встрече с президентом России Владимиром Путиным сообщил, что долгое время не удается возобновить строительство КОС из-за необходимости корректировки проекта. Это связано в том числе и с ростом населения города: по официальным данным, в Севастополе проживает уже более 500 тысяч человек, а спроектированные несколько лет назад сооружения рассчитаны на 350 тысяч. При этом в августе проект еще дорабатывался, и его только готовили к подаче на рассмотрение в Главгосэкспертизе. Но она пошла строителям навстречу, поэтому согласовывать реконструкцию будут постепенно, что сэкономит время.
Подрядчик—ООО «Региональная строительная компания». Контракт с ней региональные власти подписали в сентябре 2020 года. По данным пресс-службы правительства Севастополя, подрядчик «обладает большим опытом строительства очистных сооружений—он возводил подобные объекты в крупных российских аэропортах, в том числе во «Внуково» и «Шереметьево», а также в новом ростовском аэропорту «Платов».
Проект «КОС «Южные» предусматривает строительство канализационных очистных сооружений, глубоководного выпуска в районе Голубой бухты, сбросного коллектора от площадки очистных до уреза воды. Протяженность трубопровода—1,7 км. Кстати, из проекта исключены КОС «Балаклава». Вместо строительства отдельных очистных сооружений планируется в рамках ФЦП выполнить реконструкцию компрессорной насосной станции, благодаря которой весь сток будет самотеком приходить на КОС «Южные». Всего по ФЦП предполагается построить и реконструировать 17 канализационно-очистных сооружений общей производительностью 170 тыс. кубометров в сутки. Большая часть этого объема приходится на очистные сооружения «Южные»—почти 130 тыс. кубометров. Но заданная мощность—не предел. В «запасе» еще есть около 30 тысяч кубометров.
Непростая история КОС «Южные» насчитывает более тридцати лет. Это один из самых проблемных проектов в регионе. В прошлом году во время подписания контракта с подрядчиком Михаил Развожаев заявил: «КОС «Южные», без ложной скромности,—самый главный проект для Севастополя. Начали строить еще в советский период, потом все остановилось из-за отсутствия средств, и долгие годы к этому проекту не возвращались. Потребовалось время, чтобы восстановить ресурсы, изменить правила, чтобы опять не заходить в непонятные конкурсы, определить партнера, с которым мы точно можем достроить этот проект. Долго анализировали, в итоге нашли очень надежного партнера—«Региональную строительную компанию».
Строительство КОС было возобновлено после вхождения Крыма и Севастополя в состав России. Но ситуация начала развиваться по драматичному сценарию. Деньги, предназначенные для строительства очистных сооружений, оказались заблокированы на счете подрядчика в «ОФК-Банке». В этот банк было перечислено 2 млрд рублей, но он лишился лицензии и закрылся. Деньги исчезли. Контракт с подрядчиком расторгли. Было возбуждено уголовное дело в отношении и.о. директора ГКУ «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства Севастополя» Александра Антюфеева. Позже суд вынес ему приговор: 7 лет колонии общего режима. Осенью 2019 года был арестован экс-глава департамента городского хозяйства Михаил Тарасов. Именно он отдал приказ подчиненным исключить казначейское сопровождение из контракта по КОС «Южные».
Роковым этот государственный контракт оказался и для генерального директора фирмы-подрядчика (АО «НПП «Биотехпрогресс») Дениса Петрова. Его компания, кстати, до этого выполняла солидные контракты и имела хорошую репутацию. Суд вынес ему приговор: 7 лет колонии общего режима, но своей вины Денис Петров не признал. Ранее он неоднократно заявлял, что проект, по которому он должен был работать, оказался «некондиционен», а специалисты выявили недостоверность изысканий, ошибки в определении геологического строения площадки строительства, отсутствие в проекте существующих инженерных сетей и даже целых сооружений, неполный состав землеустроительных и правоустанавливающих документов.
…Пока цена контракта составляет 6,6 миллиарда рублей. Но строительные материалы постоянно дорожают, поэтому стоимость проекта может увеличиться.

Анна БРЫГИНА.
Фото Дмитрия Метелкина и с сайта горправительства.

Другие статьи этого номера