26 сентября 1815 года Австрия, Пруссия и Россия заключили «Священный союз».
Многие русские полагали, что с изгнанием Наполеона из России война окончена и что русским можно спокойно выжидать дальнейших событий. Но император Александр I думал иначе. Он желал воспользоваться поражением Наполеона, чтобы окончательно сломить его силы и избавить от гнёта европейские государства. Россия начала войну за освобождение Европы, и Александр призывал Германию к борьбе с Наполеоном. На его зов первой отозвалась Пруссия, затем (после некоторых колебаний)—Австрия. К новой коалиции присоединились Швеция и Англия. Общими усилиями Наполеон был побеждён.
Устроив дела второстепенных государств, монархи России, Австрии и Пруссии обсудили вопрос о вознаграждении своих держав за жертвы и потери, понесённые ими в борьбе с Наполеоном. В итоге обсуждения этого вопроса все согласились, что император Александр получает почти всё герцогство Варшавское под именем «Царство Польское», но уступает Познань Пруссии и Галицию Австрии.
Все обсуждения происходили на специально созванном конгрессе в Вене. Во время его прохождения пришло известие, что Наполеон прибыл с Эльбы во Францию и возобновил там свою империю. Снова на границы Франции отправились союзные армии, но ещё до прихода русских войск Наполеон был разбит англичанами и пруссаками (при Ватерлоо), отдался в руки англичанам и был ими отвезён на остров Св. Елены. Прибывший в Париж император Александр составил там план так называемого «Священного союза», к которому примкнули понемногу, вслед за Пруссией и Австрией, все европейские государства (не примкнули султан и папа).
Акт «Священного союза» говорил о том, что союзные монархи решили весь порядок взаимных своих отношений «подчинить высоким истинам», внушаемым вечным законом Бога Спасителя, и в политических отношениях «руководствоваться не иными какими-либо правилами, как заповедями святой веры, заповедями любви, правды и мира». Взаимно обязались они пребывать в вечном мире и всегда «подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь», а подданными своими управлять, «как отцы семейств», в том же духе братства.
Императором Александром при составлении этого акта руководили высокий религиозный порыв и искреннее желание внести в политическую жизнь умиротворённой Европы начала христианской любви и правды. Но его союзники, в особенности австрийские дипломаты (с Меттернихом во главе), воспользовались новым союзом в практических целях. Обязанность государей всегда и везде помогать друг другу была истолкована так, что союзные государи должны вмешиваться во внутренние дела отдельных государств и поддерживать в них законный порядок. Во имя идей «Священного союза» происходили подавление всякого национального движения и поддержка непопулярных и недостойных правителей. Даже восстание греков-христиан против притеснений турок вначале рассматривалось как недозволительный бунт против законного государя. Император Александр видел в этом восстании «революционный признак времени» и не считал себя вправе заступиться за угнетённых единоверцев. Такая деятельность «Священного союза» настроила против него европейское общество, и союз получил славу реакционной силы, противной всякому движению вперёд. Благородная мысль императора Александра на практике выродилась в несоответственные ей формы, потому что Александр допустил во всём акте «Священного союза» смешение идей совершенно различных порядков. Он надеялся подчинить право и политику велениям морали и религии, а на деле политика в ловких руках Меттерниха обратила мораль и религию в своё практическое средство.
И. Кузнецова, заведующая библиотекой-филиалом № 1 ГБУК Севастополя «РИБС».