Тарифный коридор в ОСАГО нужно расширять в интересах страхователей

Цифровизация ОСАГО:  людям важны участие и поддержка

Законодатели, эксперты и участники рынка обязательного страхования автогражданской ответственности не видят препятствий для проведения дальнейшей индивидуализации ОСАГО, теперь уже в рамках модернизации и персонализации содержимого страховых полисов.

 

По мнению специалистов, продолжение реформы либерализации ОСАГО пойдет на пользу отрасли и страхователям, ведь сегодня именно благодаря предыдущему этапу реформы (индивидуализации тарифов) в 2020 г. страховщикам удается удерживать стоимость ОСАГО на минимально допустимом уровне, тогда как размер средней выплаты постепенно увеличивается, способствуя росту убыточности сегмента. В первом полугодии 2021 г. средняя стоимость ОСАГО составила 5448 руб., оставшись на уровне прошлых лет, тогда как рост средней убыточности, по оценкам экспертов, может достигнуть 10% в этом году.
Индивидуализация тарифов позволила страховщикам удерживать среднюю премию неизменной даже в самые острые периоды. Средняя выплата, напротив, демонстрирует удивительную подвижность, но только лишь в одном направлении—она увеличивается. Естественно, на увеличение средней выплаты оказывают влияние рост стоимости «корзины» запасных автозапчастей и скачки курса доллара. Во 2-й половине 2020 г. справочники средней стоимости показывали рост выплат по ОСАГО до 23%, а в марте 2021 г. новая версия справочника также сохранила тенденцию к росту выплат в среднем на 16% в сравнении с 2019 г.
Также большое влияние на рост убыточности оказывает сегмент страхователей юрлиц, занимающихся различными видами перевозок, особенно владеющих такси. Особенно негативно на убыточность влияет рост числа ДТП со смертельным исходом при участии такси, количество которых, по данным МВД выросло сразу на 20% за 2020 г. Если убыточность продолжит расти, страхование ОСАГО для некоторых сегментов станет нерентабельным. Конечно, ситуацию сглаживают индивидуализация тарифов и широкий тарифный коридор, благодаря которым каждый платит так, как ездит. Для положительных страхователей цена договоров и дальше будет оставаться на стабильно минимальном уровне, а вот недобросовестным автовладельцам придется платить заслуженно больше.
Нужно сделать ОСАГО максимально доступным продуктом и добиться того, чтобы в наполнение страховых полисов можно было вносить существенные сервисные изменения, увеличить размер выплат по нанесению вреда здоровью до 2 млн руб., считают эксперты. Также нужно отказаться от учета износа транспортного средства при расчете страховых выплат, забыть об атавизмах вроде мощностного и регионального коэффициентов. Кроме того, необходимо увеличить тарифный коридор, раздвинуть его границы, в т.ч. подняв и опустив их для некоторых сегментов, чтобы получить больше возможностей для совершенствования системы, большую свободу в маневрах для ценообразования. Таким образом, рынок ОСАГО сохранит рентабельность, а добропорядочные автовладельцы смогут покупать ОСАГО по еще более привлекательной стоимости, независимо от того, обычный автомобилист заключает страховой договор или владелец такси.
В целом же по итогам прошедших двух этапов реформы Центробанку РФ, законодателям и страховому сообществу в лице Российского союза страховщиков удалось проделать масштабнейшую работу. Речь не только о персонализации тарифов, в ландшафте ОСАГО произошел огромный пласт глобальных перемен, которые вывели продукт на совершенно новый уровень и позволили отрасли с достоинством выдерживать самые тяжелые времена, включая период пандемии, несомненно оказавший негативное влияние на продажи и урегулирование в ОСАГО, отмечает пресс-служба информ-проекта «ОСАГО: общественная экспертиза».

Другие статьи этого номера