Страницы истории в каждой строке

Севастопольские  полицейские организовали антинаркотические лекции для военнослужащих

Севастополь впервые проводил всероссийский конкурс.

 

«Читая фронтовые письма»

Всероссийский конкурс «Страницы истории в каждой строке» проводился в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование».
С 1 сентября по 1 октября 2021 года состоялись заочные мероприятия проекта: конкурс методических разработок для педагогических работников образовательных организаций Российской Федерации «Карандашные строчки фронтового письма», в котором приняли участие 29 педагогических работников; конкурс исследовательских и проектных работ для обучающихся 7-10-х классов образовательных организаций РФ «В бесценных фронтовых строках», в котором приняли участие 36 обучающихся и 32 руководителя; конкурс семейных видеороликов для обучающихся образовательных организаций страны и членов их семей «Читая фронтовое письмо», в котором приняли участие 41 обучающийся, 76 членов их семей и 35 педагогических работников.
Участниками всероссийского конкурса «Страницы истории в каждой строке» показана значимость сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне, изучения истории семьи, укрепления семейных традиций и ценностей, популяризации истории родного края, члены жюри отметили высокий уровень подготовки участников.
34 трогательные работы с интересом посмотрели члены жюри всероссийского заочного конкурса семейных видеороликов «Читая фронтовое письмо». Никого не оставляет равнодушным чтение писем с фронта участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., бережно хранимых во многих семьях. Не менее трогательно звучат рассказы внуков и правнуков советских солдат о судьбах их родных и близких на фронтах Великой Отечественной войны. Читая письма фронтовиков родным и близким, мы, их потомки, глубже понимаем психологию, мировоззрение, истоки искреннего патриотизма поколения победителей.
О своем прадедушке, Василии Яковлевиче Севастьянове, младшем лейтенанте, воевавшем на Западной Украине и пропавшем без вести, рассказал Иван Борнусов (ГБОУ «СОШ № 25», г. Севастополь), сопровождая свой видеорассказ берущими за душу стихами.
О Федоре Матвеевиче Клейменове, отце пятерых детей, приехавшем после боевого ранения на неделю домой, рассказала его правнучка Екатерина Иванова (Бобровская, СОШ № 1). Никто и предположить не мог, что эта встреча с женой и детьми будет последней.
Фронтовой путь гвардии старшего лейтенанта Магомеда Кахруманова проследили учащиеся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» села Карабудахкент (Республика Дагестан). Бережно хранятся в школьном музее его фотография с орденами и медалями, военный билет, благодарность маршала Конева, которую вручили Магомеду за освобождение Калинина. Наверное, Магомед родился под счастливой звездой: пройдя длинный военный путь, он ни разу не был ранен.
О своем скромном прадедушке рассказала Любовь Михайлова (Алеховшинская СОШ, Ленинградская область). Три тетрадных листа (такое длинное письмо написал своим родным фронтовик Василий Егорович Кабичев) исписаны с любовью и беспокойством о судьбах родных и близких, и только одна строчка о себе: «Жив. Здоров».
Софья Беляева (Санкт-Петербург) с гордостью представила в видеоролике боевой путь своей прабабушки, С.И. Берман, телеграфистки и радистки, и прадедушки В.А. Осипенко, зенитчике, чьи ордена и медали, а также удостоверение личности хранятся в семейном архиве.
О том, как в страшные военные дни многих солдат спасала молитва, рассказал Кирилл Капуткин (МБОУ «Ясенковская СОШ», пос. Ясенки, Бобровский район, Воронежская обл.).
О подвиге Никиты Николаевича Захарова, рядового стрелкового полка, четырежды раненного, рассказали правнучка и правнук—Ульяна и Денис Кондратьевы (МБОУ «СОШ № 1 им. Ю.Г. Созонова», Ханты-Мансийск). Никита Николаевич в одном из боев уничтожил четырех фашистов, а пятерых взял в плен, за этот подвиг был награжден орденом Красной Звезды.
С волнением читают фронтовые письма и рассказывают о своих героях ребята, помня наставление своих прадедов беречь мир!
Мнение членов жюри озвучила Оксана Васильевна Киселева, научный консультант, кандидат педагогических наук, АНО «ИКЦ «Инновационные педагогические технологии», заместитель председателя жюри (г. Челябинск): «Замечательно, что на экране можно видеть целые семьи, разные поколения, для которых эти реликвии не просто документы, а частичка истории семьи, желание знать и уважать свои корни, передавать это знание и любовь от старших к младшим. В таких семьях наверняка не прервется связь поколений, не забудется ни трагедия той войны, ни личный вклад родного человека в Победу».
Жюри наиболее впечатлило межпоколенческое взаимодействие в роликах Дарьи Михайловой «Фронтовые письма моего прадедушки Михайлова Петра Логвиновича» (МКОУ «Кировский сельский лицей», п. Лазаревский, Городовиковский район, Республика Калмыкия), Любови Михайловой «Письмо любви и веры» (МКОУ «Алеховщинская СОШ», Ленинградская область), Софьи Чаленко «Фронтовое письмо» (МОУ «СОШ № 9», Саратовская область, г. Энгельс).
Большинство участников неформально подошли к созданию роликов, их произведения подкупают своей искренностью и трогательностью. Некоторые работы воспринимались как признание в любви к прадедушкам и прабабушкам; даже через экран чувствуется та боль, которую семья до сих пор испытывает, несмотря на прошедшие после утраты годы. По эмоциональному воздействию хотелось бы отметить работу Таисии Гришиной «Память поколений—Александра Фёдоровна Постнова» (ГБОУ «Гимназия № 1 имени А.С. Пушкина» (г. Севастополь), Георгия Кузнецова «Читая фронтовое письмо» (ГБОУ «Гимназия № 1 имени А.С. Пушкина», г. Севастополь), Анны, Марии и Александра Кассихиных «Осталось письмо и память» (Анна и Мария Кассихины, 6-й класс, ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48», Александр Кассихин, ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23»), Ульяны и Дениса Кондратьевых «Память в семейном альбоме и в наших сердцах» (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Ю.Г. Созонова», г. Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский автономный округ—Югра).
Конкурс видеороликов—это не только исследование, но и творческая работа. Важно было умело использовать технические возможности звуко- и видеоряда, постараться так логически выстроить сюжет и подобрать грамотные переходы между частями, найти нестандартные приемы, использовать разные локации для съемки, чтобы получился не набор кадров, не статичный доклад, а законченный мини-фильм. Ребятам удалось использовать такие интересные находки: съемка ролика в жанре репортажа либо рассказа старшего брата младшему о прадедушке; использование кинохроники военных лет (причем именно тех документальных кадров, которые прямо относятся к боевой биографии родственника); съемка в землянке от лица автора письма; чтение стихотворения, написанного прадедушкой на фронте; переход женского закадрового голоса, читающего письмо от мужа, в мужской голос автора письма, и многие другие оригинальные идеи и творческие находки. В наибольшей степени это относится к работам Александра Тучина-Молодцова «Фронтовое письмо» (МБОУ БГО «СОШ № 10» (г. Борисоглебск, Воронежская область), Надежды Колесниченко «Фронтовое письмо моего прадедушки» (МБОУ «Бутурлиновская СОШ», г. Бутурлиновка, Воронежская область), Ольги Ножовой «Записка и письмо партизанки В. Поршневой» (ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30 имени Героя Советского Союза Г.А. Рубцова», г. Севастополь), Полины Коробской (МКОУ «СОШ № 17», г. Лиски, Воронежская область).
Особо отметим работы самых младших участников—учащихся 1-х классов: очень достойные, продуманные, глубокие и в то же время соответствующие возрасту по построению и подаче материала. Это работы Киры Фетюхиной «Голоса из 42-го» (ГБОУ «СОШ № 31», г. Севастополь) и Алены Синицыной «Письма прадеда» (ГБПОУ «АО «Архангельский финансово-промышленный колледж», г. Архангельск). Огромная благодарность взрослым. Чувствуется, что ребята не просто озвучивают мысли подготовивших их педагогов и родителей, а прониклись теми фактами и идеями, которые презентовали на экране.

 

Исследовательские работы

Несколько слов хочется сказать и о работах всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ «В бесценных фронтовых строках». В номинации «Исследовательские работы» были заявлены 34 конкурсные работы, в номинации «Проектные работы»—2. Жюри номинации «Исследовательские работы» определило 5 победителей и 10 призеров, остальные участники стали лауреатами. В номинации «Проектные работы» оба участника признаны победителями.
Каждая конкурсная работа проникнута огромным уважением и любовью к советскому солдату—защитнику своей Родины и страны. Каждое исследованное письмо с фронта—история семьи, дедов и прадедов, с нежностью писавших своим женам и детям, матерям и сестрам.
Так, работа Айшат Амирулаевой (Республика Дагестан, Тарумовский район, село Карабаглы) заставила многих задуматься: являются ли фронтовые письма документом, в котором содержится история нашей страны, нашего народа, отдельно взятой семьи? Можно ли их использовать как исторический источник при изучении периода Великой Отечественной войны? Айшат писала о подвиге простого школьного учителя, для которого война началась во время битвы за Москву. Он оказался счастливчиком: несмотря на все невзгоды и неприятные моменты во время войны, свой военный путь Магомед Абдулаев завершил участником Парада Победы на Красной площади.
Работа Игоря Андрющенко (г. Лиски, МБУДО «ЦТТ») пронизана важной мыслью: «Война не закончена, пока не захоронен последний солдат». Игорь считает, что если каждый человек попробует внести свой вклад в поиск без вести пропавших и погибших солдат, то большее их число «вернется домой».
Надо отметить, что руководили проектами в этих двух конкурсах учителя русского языка и литературы, информатики, истории, обществознания, руководитель театральной студии, педагоги-организаторы, заведующий библиотекой, учителя начальных классов, физической культуры, старшая вожатая, заведующий музеем… Словом, все, кому небезразлична память о советских солдатах, прошедших огненные дороги Великой Отечественной войны! Вечная им память, любовь и уважение потомков!
Педагогические работники тоже не остались в стороне, они представили на конкурс 28 интересных методических разработок, занятий в рамках учебной дисциплины «Музейная педагогика», занятий внеурочной деятельности, уроков в начальной школе, методические разработки классного часа, внеурочного занятия, внеклассных мероприятий, цикла внеурочных мероприятий, урока истории, урока памяти, урока мужества, онлайн-урока, урока-концерта, цикла уроков, проект «Всероссийский конкурс «Страницы истории в каждой строке» (к 80-летию битвы под Сталинградом) и др.
Работы участников конкурса достойно оценили члены жюри. Вот мнения некоторых из них.
И.Ю. Захарова: «Особенно хочется выделить работу Галины Витальевны Вейсель, учителя начальных классов государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 31 с углубленным изучением английского языка» Василеостровского района Санкт-Петербурга. Кроме интересного изложения материала использовалось музыкальное сопровождение, а это крайне важный момент для погружения и сопереживания обучающимися событий. Обе работы могут быть использованы и адаптированы любым образовательным учреждением».
Е.Ю. Кока: «Заслуживает внимания работа Екатерины Альбертовны Серовой, учителя истории и обществознания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Мурманска «Гимназия № 2». Инновационно, по-современному представлена форма проведения мероприятия «Чемодан героя». Каждая группа—это отделы музея, которые будут заниматься исследованием экспонатов, поиском необходимой информации, работой с архивом и, наконец, вместе создадут тематическую выставку. И эта выставка будет находиться в этом пространстве, прямо в чемодане. Целесообразно использованы архивные материалы и адаптированы в педагогической ситуации».
В.А. Сенявская: «Среди всех проверенных мною работ особое место занимает труд севастопольского учителя истории и обществознания Татьяны Александровны Дороховой, учителя истории и обществознания государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 23 имени Б.А. Кучера». Во-первых, она, на мой взгляд, отвечает всем требованиям конкурса. Да, данная методическая разработка основана не на эпистолярных источниках, однако дает возможность даже в большей степени погрузиться в воспоминания участников тех героических событий. Тем более что их остается все меньше и меньше. Во-вторых, очень высока полезность этой работы. На ее основе можно разработать как модульные курсы по истории родного края, так и программы внеурочной деятельности. И не только по истории Великой Отечественной войны. Привлекают и новизна разработки, и ее доступность для обучающихся разного возраста».
И.П. Бондарь: «Методическая разработка занятия внеурочной деятельности «Не забывайте меня» Анжелы Васильевны Терешко и Ирины Ивановны Плискач, учителей начальных классов государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 20», вызвало полное восхищение. Содержание занятия полностью соответствует теме. Все компоненты содержания занятия связаны между собой. Учителя показали высокий уровень методической подготовки. Много проделано архивной работы. На занятии красной нитью проходит связь поколений, а слова из письма односельчанина Александра Кивы актуальны и по сей день».
Надеемся, что все эти методические материалы, кропотливо собранные и обработанные педагогами, будут достойно восприняты на уроках, внеклассных мероприятиях их учениками, которым предстоит передать память о героях Великой Отечественной войны своим внукам и правнукам.
Добавим: список победителей и призеров всех трех конкурсов можно посмотреть в приказе от 13.10.2021 г. № 494 «Об итогах проекта «Всероссийский конкурс «Страницы истории в каждой строке» на сайте ГАОУ ПО ИРО, пройдя по ссылке: http://www.sev-centr.ru/files/15.10.2021-prikaz—494-ob-itogakh-s-prilozheniyami.pdf

 

И. Олейникова, методист ГАОУ ПО «ИРО».

Другие статьи этого номера