Урок Хины и Брома

Битва за землю-2: по стопам кума Тыквы

В изобразительном искусстве Алексей Никитин—художник редкого направления. Его детское увлечение комиксами получило плодотворное продолжение во взрослой жизни. С высоким искусством выпускника «Мухи» (Санкт-Петербургского профильного вуза имени широко известного скульптора Веры Мухиной) севастопольцы имели возможность ознакомиться на выставках сначала в Центральной библиотеке имени Л.Н. Толстого и в ее филиале № 5. В настоящее время это Центр гуманитарно-технической информации. О вернисаже в «Толстовке» на страницах «Славы…» был помещен отчет автора этих строк. Об открытии при 5-м библиотечном филиале комикс-школы я писать не решался. В жизни немало добрых начинаний гасли сразу после произнесенных слов. Нелишне выдержать паузу. Пусть школа заявит о себе конкретным делом. И его не пришлось долго ждать. В настоящее время в 5-м библиотечном филиале оформлен вернисаж работ учащихся комикс-школы.

Урок Хины и Брома

Отнюдь не по выбору, а совершенно случайно ее создание пришлось на 1 апреля. Как-никак комиксы—веселый жанр. Оказалось, однако, что и в день веселых розыгрышей можно вершить серьезные дела.
—Третьего апреля,—вспоминает Алексей Никитин,—мы собрались впервые. Условились об одной еженедельной встрече. Чуть позже самые активные рисовальщики предложили задействовать для занятий не один, а два дня в неделю.
Поражал и радовал состав школы. К туши, перу и ватману обратились и ребенок пяти лет, и женщина, которой до или более 80. Дама, правда, терялась: «Могу ли я рисовать?» Руководитель школы находил нужные слова: в сознании каждого человека дремлют необходимые для этого способности, навыки. Их пробуждает свобода творческого волеизъявления. Важно неразрывно преподнести выбранную тему в текстах и графике.
С организаторами и гостями весенней выставки в «Толстовке» в режиме онлайн по видеосвязи заинтересованно общался москвич Александр Кунин—руководитель Центра рисованных историй Российской молодежной библиотеки. Ясное дело, прозвучали обязательные в подобных случаях поздравления, добрые пожелания, комплименты. Столичному мэтру было приятно, что комикс пробивает дорогу в провинцию. Прозвучало дельное предложение севастопольским любителям рисованных историй принять участие во Всероссийском смотре-конкурсе на тему «Комикс о писателях». Александр Кунин уточнил: о писателях, чьи жизнь и творчество связаны с конкретным регионом. В нашем случае—с Севастополем.
—Через город русских моряков,—отметил сейчас на радостях Алексей Никитин,—прошла толпа русских писателей первого ряда. Тут тебе и Пушкин, и Фет, и Лев Толстой, и Чехов, и Куприн, и Бунин, и Ахматова, и Паустовский… Грех забывать Скитальца, Арцыбашева, Мамина-Сибиряка. Видные иностранные писатели, такие, например, как Адам Мицкевич и Марк Твен и другие, хоть раз, но заглянули в наш город. Хорошо бы вспомнить полузабытых Муйжеля, Рукавишникова и других литераторов их круга.
—В Севастополе еще копать и копать, творить и творить. На художников многих поколений увлекательных открытий хватит,—считает Алексей Никитин.
Известный в определенной среде исследователь российского комикса, организатор проекта «Наука о комиксах» А. Павловский посвятил нашему земляку отдельную статью. В ней мы находим много интересных выводов и наблюдений. «Его (А. Никитина.—Автор) взгляд на классику предельно рафинирован,—пишет авторитетный исследователь.—Он берет классика, делает из него забавного, нелепого, отчасти мультяшного персонажа. И, что удивительно, этот персонаж кажется ближе, чем тот, что сурово смотрит с портрета». От себя добавлю: ближе и симпатичней.
Лучшие созданные до сих пор книги, отдельные произведения Алексея посвящены именно писателям. Как минимум пять изданий (три из них—пиратские) выдержала в Санкт-Петербурге его «Хармсиниада». В ней тонко, бережно, тактично по текстам известного поэта-авангардиста Никитиным переданы образы Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Льва Толстого. Хоть прошло порядочно времени, но в летописях комиксистов закрепилась история «боксерского» поединка Алексея Никитина с французским коллегой Жеральдом Оклином на фестивале «Бумфест». Вопрос: кто лучший иллюстратор Хармса? Победила общая любовь к наследию этого оригинального поэта.
Университет русской литературы Хорватии издал замечательную книжку о творчестве Хармса. Угадайте с одного раза, где они нашли иллюстрацию для сборника? Верно, не во Франции, а в Севастополе—из творческого багажа Алексея Никитина. В отличие от питерцев—дельцов из культурной столицы России—хорваты показали себя порядочными партнерами. Они не опустились, как наши, до воровства интеллектуальной собственности, доказанного в суде.
Сравнительно недавно крайне ограниченным тиражом вышла книга «Комикс по По», то есть по одному из произведений Эдгара По. Его содержание очень занимательно передано в десятках рисунков.
На нынешней выставке в 5-м библиотечном филиале полагал, что увижу и новые работы Алексея Никитина. Куда ему! Если бы руководитель комикс-школы пожелал предстать с ними перед публикой в зале, вряд ли хватило бы стен, напольных стендов. Все вертикали рамы были отданы ученикам. Будем правдивы: не ко всем авторам выставки применимо слово «ученик». Так, Сергей Грищенко—художник-профессионал, живописец. Он сам возглавляет сообщество мастеров кисти. Но в комикс-школу наведывался. Интересно же творить в новой для себя технике! На вернисаже представлены комиксы Сергея, посвященные событиям, случаям из жизни Бунина и Волошина.
Многим севастопольцам, которые по-прежнему верны книге, хорошо известно имя недавно ушедшего из жизни прозаика Владислава Крапивина. Он длительно переписывался с учащимися школы, расположенной на Северной стороне. В одной из детских библиотек-филиалов при жизни писателя оформили музейный уголок, в котором можно увидеть личные вещи В.П. Крапивина. Его перу принадлежит около десятка томов с произведениями, адресованными ребятне. Некоторые повести и романы прозаиком созданы на севастопольском материале. Юному севастопольцу Мите Махонину пришлась по душе повесть «Трое с площади Карронад». Крапивин, будь он сегодня среди нас, при переиздании «Площади…» с большой долей вероятности поместил бы в книге в качестве иллюстраций комиксы Мити. Общение с ним на церемонии открытия выставки доставило мне радость. Махонин учится в четвертом классе.
—А в музыкальной школе,—уточняет он,—в седьмом.
Любимые его инструменты—скрипка и фортепиано. Митя и занятия в комикс-школе старается не пропускать. Где только он время на все находит? Тем более что, по словам Алексея Никитина, наделенный талантами школьник исполняет детские роли в спектаклях академического русского драматического театра имени А.В. Луначарского.
Другие участники выставки—Влада Плисова, Богдана Пироженко, Валерия Пенчева, Владимир Зарицкий, Даша Скачко, Настя Калько—осветили эпизоды из жизни Пушкина, Чехова, Ахматовой, Куприна…
Выставка «Литераторы в комиксах» в Севастополе—серьезная заявка на успех во всероссийском смотре, о котором говорил Александр Кунин. Кто, кроме Кунина, самый-самый заметный на просторах страны? Алексей назвал еще два имени: Аскольд Акишин и Ольга Лаврентьева.
Есть договоренность устроить у нас, в Севастополе, показ произведений Ольги. Ее творчество доказывает, что комиксы—это далеко не всегда улыбки, дружеские шаржи, веселые подковырки. В последние десятилетия тематика комиксов существенно расширилась. Мне приходилось держать, без преувеличения, фолианты рисованных сюжетов о трагических событиях на Ближнем и Среднем Востоке и в других «горячих точках» планеты. Живущая в Санкт-Петербурге, Ольга Лаврентьева по рассказам выжившей в блокаду бабушки создала пронзительное по содержанию произведение о тяжелейших испытаниях, которые выпали на долю ленинградцев в период Великой Отечественной. С этим произведением Ольга согласилась приехать в наш город. Ее визит ожидался в конце нынешней осени. Как бы карантинные ограничения не внесли коррективы в эти планы…
Комиксы, книги, библиотека… Как они сообщаются вместе? На этот вопрос ответила заведующая 5-м библиотечным филиалом Эльнара Меметова. «Посмотреть на нашей выставке веселые истории из жизни и творчества писателей-классиков,—сказала Эльнара Серверовна,—верный повод обратиться к их произведениям. Первыми этот путь проходят художники. За ними неизбежно следуют читатели. Жизнь Чехова в Мелихово скрашивали таксы Хина и Бром. На одном из великого множества рисунков автор «Каштанки» изображен со своими любимцами. Ко мне подошла юная читательница с просьбой посоветовать книгу об увлечениях Антона Павловича. Так Хина и Бром могут вывести человека на «Степь», «Чайку», «Дядю Ваню»—к вершинам литературного творчества».

К. АЛЕКСАНДРОВ.
На снимках: открытие выставки; экспонаты выставки.
Фото автора.

Другие статьи этого номера