Даже если слово «мурал» вам незнакомо, вы наверняка видели его. Так называется большой рисунок на фасаде многоэтажного здания. От граффити его отличают масштабность, продуманные композиция и сюжет.
В Севастополе такой вот мурал можно увидеть на стене дома № 23 на ул. Очаковцев. В современном мире создание подобных изображений становится предметом усилий художников различных специализаций, но чаще всего привлекаются мастера уличного искусства, имеющие соответствующий опыт. Ведь умения работать в стиле обычного граффити тут может быть недостаточно. Нужно уметь творить на большой высоте, а для этого необходимо иметь специальное снаряжение или арендовать технику. К тому же муралы на домах должны быть по-настоящему красивыми и выразительными, и уровня «бомбинга», когда уличный художник пишет что-то второпях, тут явно недостаточно.
Все виды, на которые делится мурал-арт, специалисты классифицируют следующим образом: эстетические, создаваемые исключительно для улучшения визуального восприятия участка городской среды; с претензией на шедевральность, что-то великое, монументальное, философское; более политические; религиозной тематики.
Уличные картины должны «говорить». Кстати, самый большой мурал в мире в Рио-де-Жанейро символизирует одновременно мир, гуманизм, гармоничное существование на Земле основных этнических групп и посвящен Олимпийским играм. Его автором является Эдуардо Кобра.
Вообще искусство мурала в Латинской Америке имеет более глубокие корни, чем в других странах. Относительно современные творения создавались еще в первой половине ХХ столетия в Мексике и были посвящены прогрессу и борьбе народа за свои права.
А еще за границей муралы влияют на стоимость недвижимости: увеличение цены из-за того, что на стене дома появляется mural, там вполне реально. У нас же изображения на стенах ни на что не влияют, разве что поднимают настроение живущим в таких домах людям и проходящим мимо горожанам…
Елена ИВАНОВА.
Фото Д. Метелкина.