Синдром непоседы, или Как помочь гиперактивному ребенку?

Синдром непоседы, или  Как помочь гиперактивному ребенку?

Есть проблема

Ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) видно сразу: на площадке, в детском саду или классе он постоянно куда-то бежит, не умеет спокойно играть в песочнице или сидеть за партой, бесконечно крутится и болтает. При нормальном интеллекте ему сложно учиться и усваивать информацию: он сам не слушает учителя и отвлекает других детей. Это сильно мешает социализации и учебе.
В психическом и эмоциональном развитии такие дети отстают от сверстников, но при этом хотят быть лидерами. Поэтому им сложно найти друзей: одногодки их избегают, и им приходится общаться с наиболее тихими детьми или даже с малышами.
Ребенок может быть агрессивным и провоцировать конфликты, может срывать уроки, бросаться предметами и толкаться. Обстановка в классе или группе, где есть такой ребенок, часто становится напряженной.
Это типичный портрет ребенка с расстройством центральной нервной системы. Ребенок с СДВГ, как правило, гиперактивен, импульсивен, двигательно расторможен, у него могут быть проблемы с концентрацией и вниманием. Но надо понимать, что у конкретного ребенка совсем не обязательно будет весь букет симптомов.
Признаков СДВГ довольно много, они могут проявляться в разное время либо вообще не проявляться. Порой у ребенка выражен дефицит внимания без явной гиперактивности.
В некоторых случаях симптомы расстройства могут быть выражены неярко; таких детей часто упрекают в своенравности, плохом характере или отсутствии воспитания, даже не подозревая, что у них есть реальная проблема. То есть это всегда «сложный» ребенок, но степень его «сложности» зависит от индивидуальных особенностей. Родителям приходится вечно извиняться и менять детские коллективы. Повышенная возбудимость ребенка приводит к проблемам не только в детском саду или начальной школе, но и дома. Ребенок с СДВГ нарушает семейные правила, наносит физический и эмоциональный урон близким своим разрушительным поведением. Он не просто не слушается родителей, он как будто их не слышит, может ударить или оттолкнуть маму или папу.
Такого ребенка сложно чем-то увлечь, помимо планшета и телефона. Он не может быть с собой наедине больше 10 минут, постоянно отвлекается и переключает внимание. Обстановка в семье становится нервной и напряженной, это приводит к семейным конфликтам и травмирует психику всех членов семьи. Постепенно взрослые забывают, что они вообще-то любят своего малыша и хотят дать ему все самое лучшее, у них не остается на это ресурсов.
По отношению к ребенку родители часто испытывают самые противоречивые чувства: мощную вину, разочарование, стыд, гнев, ощущение несправедливости. Они одиноки в своей проблеме, и им приходится постоянно «отбивать атаки» других взрослых и доказывать, что они хорошие родители.

Что делать?

Всегда помните, что ребенок не специально ведет себя плохо, он старается вести себя хорошо, просто у него это не получается. Поэтому близкому взрослому стоит взять на себя часть регуляторных функций, которые пока недоступны ребенку. Фактически можно сделать следующее.

Установить режим дня и ритуалы

Ребенок с СДВГ более-менее себя контролирует в условиях жесткой упорядоченности. Стоит зацепиться за это и завести жесткие ритуалы, например на сон: ровно в восемь вечера он пьет кефир, принимает душ, мама читает ему сказку, а в девять часов выключает свет. Важно, чтобы это был ежедневный ритуал, без исключений.
Вместе с ребенком составьте распорядок дня и старайтесь не нарушать его. Структурировать свое время самостоятельно он пока не умеет, поэтому наглядное и неперегруженное расписание поможет ему эффективно учиться и отдыхать. В расписании стоит учитывать индивидуальные биоритмы, но также имейте в виду, что ребенку с СДВГ требуются регулярные перерывы и физкультминутки, а самые сложные задачи лучше решать в первой половине дня.

Обеспечить собственное пространство без лишних предметов

Идеально, если у ребенка с СДВГ будет своя комната или часть комнаты—место, где он сможет уединиться, успокоиться и поиграть. В оформлении этого уголка постарайтесь избегать кричащих цветов: обстановка должна действовать успокаивающе, а не перегружать нервную систему.
Уберите со стола, из шкафов и со стен лишние предметы; в противном случае гиперактивный ребенок будет постоянно отвлекаться. Чем меньше стимулов, тем ему проще сесть за уроки и все-таки доделать их.

Проводить больше времени вместе

Старайтесь следить за домашним микроклиматом. Не стоит втягивать ребенка во взрослые конфликты, а еще лучше вовсе не ссориться при нем. Для ребенка с СДВГ важно проводить как можно больше времени с родителями: играть, гулять, путешествовать.
Ребенок с гиперактивностью и дефицитом внимания плохо переносит толпы людей. Тихие семейные вечера—лучшее решение досуга, а вот поездка в торговый центр или шумную игровую может закончиться истерикой. Лучше купите ребенку рисунки «по номерам», интересные раскраски или пазлы. Совместное творчество снимает напряжение, включает фантазию и направляет бушующую энергию в созидательное русло.

Заняться спортом

Физическая активность помогает организму вырабатывать гормон счастья и повышает адаптацию к стрессу. Бегайте с ребенком по парку, плавайте в бассейне, катайтесь на самокате или велосипеде, подойдет любая активность, которая нравится вам обоим.

Поддерживать и обнимать

Ребенок с СДВГ практически не понимает слов «нет» или «нельзя», поэтому бессмысленно общаться с ним с помощью запретов. Не стоит давить на ребенка, критиковать, оскорблять или стыдить его. Тем более недопустимы физические наказания. Старайтесь строить отношения на доверии, согласии и безусловном принятии. Обозначить рамки можно через спокойные объяснения, без криков и нравоучений.
Смело поощряйте за успехи, например если ребенок прочитал книгу, собрал конструктор или навел порядок на столе. Любая концентрация внимания достойна небольшой награды. Это может быть что угодно—от похвалы до внеочередной игрушки.
Разговаривайте о том, что ребенка тревожит, больше обнимайтесь с ним, но только с разрешения, не забывая про личные границы. Такой подход убедит ребенка в собственной защищенности, и он будет чувствовать себя спокойнее.

Не скрывать особенности ребенка

Важно обеспечить ему безопасность в социуме, чтобы его не избегали и не травили. Это сложная задача, потому что поведение ребенка с СДВГ, как правило, раздражает окружающих. Не стоит скрывать диагноз ребенка: расскажите о его особенностях воспитателям и учителям, можно дать им соответствующую литературу о синдроме или скинуть ссылки на тематические ресурсы.
Проследите, чтобы ребенок сидел максимально близко к педагогу, желательно за первой партой. Такие дети с трудом работают в группе и гораздо лучше тет-а-тет с учителем. Если есть возможность хотя бы частичного индивидуального обучения, то стоит ею воспользоваться.
Подпишите личные вещи ребенка, чтобы они не терялись, напоминайте ему расписание занятий и помогайте собирать портфель.
Как утверждают специалисты, такие простые действия сделают жизнь ребенка в социуме проще и безопасней.

Подготовила к печати
Е. Анатольева.

Другие статьи этого номера