Только то, что нужно для счастья

Только то, что нужно  для счастья

В жизни каждого человека случается такой момент, когда хочется оглянуться на пройденный путь, чуть приостановиться, перевести дыхание, чтобы с новыми силами идти вперед. Вот и всегда готовая к взятию новых горизонтов Татьяна Васильевна Смирнова, доцент кафедры «Теология и религиоведение» Института общественных наук и международных отношений Севастопольского государственного университета, кандидат искусствоведения, в канун своего юбилея ответила на вопросы нашего корреспондента.

 

—Вы много лет работаете в Севастопольском государственном университете (СПИ, СевНТУ), без преувеличения, вас знает весь город. Вы не просто преподавали на нескольких кафедрах, учили студентов-технарей английской филологии и готовили их к защите дипломов на английском языке, но и постоянно занимались их социализацией: студенты основанного вами научного общества по изучению традиций российской семьи получали возможность опубликовать свои семейные истории (а среди них представлены носители почти всех крымских этносов), причем один сборник даже стал лучшим в номинации «Студенческая книга-2015». Вы—участник и организатор многих научных семинаров, фестивалей, конкурсов знатоков мировых религий и олимпиад по духовно-нравственной культуре, в одной из которых победили дважды на международном уровне. Постоянно занимаясь вопросами защиты семьи, материнства и детства, вы привлекали студентов к организации городских праздников: «Сегодня студентка—завтра прогрессивная женщина XXI века», «Женщина—берегиня домашнего очага», «Счастливая семья—крепкая страна». И с этой темой вы приняли участие в 52-й сессии Комиссии по статусу женщин при Социально-экономическом совете ООН в Нью-Йорке…
Со стороны кажется, что всю жизнь вы занимаетесь любимым делом, всегда четко знаете направление интересов и приложения сил. Так и было?
—Конечно нет. Сколько себя помню, мне удавалось добиваться поставленной цели, когда прежде была правильно выбрана траектория, организован труд и преодоление обстоятельств. И самое важное—поиск единомышленников. На них везло… Хвалю себя за то, что после окончания школы осознанно выбрала в качестве специальности английский язык, он и помог мне открыть многие новые горизонты.

 

Крым—Магадан

После окончания школы Т.В. Смирнова первое образование получила в Крымском государственном педагогическом институте им. М.В. Фрунзе, где на втором курсе вместо традиционной летней практики отрядным вожатым создала и возглавила как старшая вожатая свой первый творческий коллектив из сокурсниц, прошла стажировку в «Артеке» и добилась назначения своей команды в живописный район Крыма: на базе школы села Соколиного в пионерлагере «Горная республика» был реализован проект «Профильные отряды в действии». После этого опыт «Формирование познавательных интересов школьников в условиях пионерского лагеря» был опубликован и зачтен в качестве первой ее научной работы.
А далее в жизни выпускницы крымского вуза был Дальний Восток. Учила английскому и немецкому будущих геологов, маркшейдеров, геодезистов, изучая вместе с ними на русском премудрости десяти профессий Магаданского политехнического техникума Министерства цветной металлургии. Перед студентами, приехав в этот суровый край из иной жизни, как говорит Татьяна Васильевна, как педагог, она испытывала чувство ответственности: как помочь улучшить качество жизни в сложных условиях вечной мерзлоты. Клуб любителей театра перерос в Школу актерского мастерства, затем появилась «Студия рисующих технарей», благо творческая элита в столице области была многогранной… Руководство поддержало инициативу, и постепенно сложился ставший позднее крупнейшим на Дальнем Востоке Институт общественных профессий, а многолетний опыт его работы был представлен в сборнике научных трудов министерства. Это было началом исследовательской и аналитической работы молодой ученой, поступившей в аспирантуру НИИ проблем воспитания СССР.

 

«Уверен, вы это совершите!»

В 1977 году Т.В. Смирнова вернулась в Севастополь, работала заведующей научно-просветительным отделом Художественного музея им. М.П. Крошицкого и поняла, что одного высшего образования ей не хватает. И она снова пошла учиться, став студенткой Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР, который окончила в 1984 году. Это было прекрасное время поиска, динамичное, напряженное. Выставочный материал часто обновлялся, отдел должен был успевать на всех направлениях, обеспечивая выполнение музейного плана. Проводились мероприятия в музее, встречи с художниками, разрабатывались программы для разных категорий граждан, выездные лекции, руководство Народным университетом на базе ГДК, учеба. В те годы определилась для Т.В. Смирновой магистральная линия главного исследования. Вот здесь и пригодился ее английский язык!
Кто хорошо знает искусствоведа Татьяну Смирнову, наверняка заметил, что о себе она говорить не любит, тут же главную роль в своем повествовании отведет другим людям, которых она встретила на своем жизненном пути! Такими мудрыми и великолепными знатоками своего дела стали для дипломницы Института живописи, скульптуры и архитектуры известные ученые: научный руководитель ее дипломной работы, специалист по Северному Возрождению Н.Н. Никулин, голландовед Ю.И. Кузнецов, доктор искусствоведения Е.А. Некрасова, автор единственного в то время очерка о творчестве Томаса Гейнсборо (а исследованию его творческого метода и была посвящена дипломная работа, позже создана монография Татьяны Смирновой). Она хранит памятную фотографию, на которой руководитель ее дипломной работы Н.Н. Никулин написал: «Уверен, Вы это совершите! Жду монографию о Гейнсборо».

—Для вас было важно это напутствие, вера в ваши силы?
—Очень. Это был еще и урок для меня того особенного качества, которое отличало многих педагогов в Академии художеств СССР: если имелись замечания ко мне, как автору дипломной работы, Николай Николаевич ставил едва видимую точку карандашом на полях—«Если вы согласны». Была еще одна традиция: при отличном ответе отдавали известные ученые студенту зачетку неизменно со словами: «Благодарим вас, коллега». Считаю это качество—внушить студентам веру в их возможности и силы—ведущим для педагога, хотя не часто наблюдаю…

—Почему именно Томас Гейнсборо привлек ваше внимание?
—Томас Гейнсборо—выдающийся представитель английского Просвещения, один из основателей английской национальной художественной школы, новаторские поиски которого приблизили рождение пленэрной живописи, предвосхитили реализм трактовки крестьянского быта второй половины XIX в., импрессионистического видения. Применение культурологического метода позволило объяснить стилистическое многообразие его произведений, поднять изучение его персонального стиля, впервые названного в нашей работе стилем Гейнсборо, до уровня его времени—эпохи научных открытий Промышленной революции, эпохи Просвещения. Выбор темы объяснялся малой изученностью в отечественном искусствознании, и, конечно, было учтено мое знание английского языка.

—Вам пришлось ехать в Великобританию, чтобы увидеть работы этого мастера?
—Это произошло в 1995 году, после чего можно было с полным правом приступить к написанию монографии об основах стилистического анализа произведений этого величайшего живописца, портретиста, графика, декоратора и гравера. Во время пребывания в США мне удалось дополнить изучение его изобразительной программы знакомством с самым значительным морским пейзажем, серией портретов в Национальной галерее искусства Вашингтона и жанровой картиной музеев Нью-Йорка. Как подарок судьбы оцениваю и посещение состоявшейся два года назад выставки из почти сотни впервые выставленных за рубежом его произведений из ведущих музеев Великобритании в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

 

Совершенствование—это навсегда

А потом с 1985 года началась и продолжается до сей поры активная работа в главном севастопольском учебном заведении—СПИ, Сев НТУ, СевГУ, где кроме работы в качестве доцента кафедры иностранных языков у Татьяны Васильевны появилась возможность реализовать знания в области мировой культуры. В рамках проводимой в Советском Союзе гуманитаризации высшего технического образования вводилась новая дисциплина—«Мировая художественная культура», и Т.В. Смирнова была назначена руководителем коллектива разработчиков программы и методического обеспечения. Впрочем, Татьяна Васильевна подчеркивает, что программа—результат работы многих светлых умов Севастополя: к работе были приглашены литератор и критик Борис Эскин, известный режиссер, директор театра им. Луначарского Владимир Ясногородский, литературный критик, доктор филологических наук Александр Козлов, музыковед, кандидат искусствоведения Анатолий Костенников. Ядром новой дисциплины стал курс «Основы восприятия изобразительного искусства и архитектуры», который сопровождали спецкурсы «Образный мир сцены и его восприятие», «Литература как явление культуры» и др. Программа, как видно из надписи на ее издании, утверждена Министерством науки и образования Украины как обязательная для всех типов вузов страны.

 

Новые возможности

Тем и интересна преподавательская практика, что очень быстро все меняется, появляются новые возможности, новые перспективы, а это для педагога означает новый этап совершенствования. Так, в 2015 году впервые в Госреестре РФ появляется должность «теолог» и кафедры теологии открываются в вузах федерального уровня. В СевГУ новая магистерская подготовка по направлению «Теология», профилю «Государственно-конфессиональные отношения» начала осуществляться по инициативе ректора СевГУ, профессора Владимира Дмитриевича Нечаева, при поддержке благочинного отца Сергия Халюты, кандидата богословия, и по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря. Большую поддержку в организации научных конференций, стажировки магистров и публикации сборников оказывали члены межрегиональной просветительной организации «Объединение православных ученых», возглавляемой отцом Геннадием Заридзе, доктором теологии (Воронеж). Конечно, в организации самого трудного этапа—открытии новой кафедры «Теология и религиоведение», в разработке программ, планировании учебно-воспитательного процесса—приняла участие Татьяна Васильевна, возглавлявшая в этот период кафедру.

—Чем продиктована необходимость появления такой кафедры в стенах севастопольского университета?
—Основная образовательная программа высшего профессионального образования (самая молодая в Крыму: первый выпуск состоялся в текущем году) разработана с учетом потребностей регионального и международного рынков труда в квалифицированных теологических кадрах, подготовленных на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Специальность «теолог» является одной из наиболее востребованных в России. Программа реализуется в рамках христианской православной теологии. СевГУ—член научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА), имеет соглашение о сотрудничестве с Общецерковной аспирантурой и докторантурой им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в области научной деятельности. Теолог востребован как эксперт, консультант, референт, сотрудник в государственных и частных структурах, служащий в качестве административно-управленческого персонала во всех областях профессиональной деятельности теолога.

—А как вы лично восприняли новую для вас кафедру, новое направление в науке?
—Первая моя мысль—нечаянная радость… Видимо, всем моим устремлениям дано было реализоваться именно в этом проекте. Воля Божия… В сборнике творческих работ студентов «Мой путь к храму» раскрыты сотни своих путей. Для меня хватило одного, но очень сильного события далекого детства… Наша семья во главе с папой, полковником авиации Василием Макаровичем Семашовым, участником Великой Отечественной войны, жила по месту его службы за рубежом. Помню сложную ситуацию переживания мною, ребенком, чувства крайней опасности, со стрельбой и взрывами, и вот в этот момент я видела, как мама спокойно молилась, крепко обнимая нас.

 

Про… остальную жизнь

—За свою преподавательскую деятельность вы прочитали огромное количество лекций. А в чем лекторская сила, почему одного заинтересованно слушают, а другого—совсем нет, пропускают его слова мимо ушей?
—Мне самой хотелось понять этот секрет, слушая лекции известных ученых… Так сложилось, что, читая лекции по мировой культуре, часто оживляю их своим личностным восприятием, многое посчастливилось увидеть своими глазами, нет нужды пересказывать с чужих слов. Но задачи это не упрощает, снова и снова ищу пути более эффективного донесения материала так, чтобы студент мог легче его осмыслить и вступить в дискуссию. Зачитывать с листа доклады—это приветствуется только на конференциях, когда есть время для обсуждения. Обычно на практических занятиях прошу представить отобранные по вопросу иллюстрации артефактов и грамотное их описание. Скованность проходит, подготовленная научная карточка превращается в тест, с помощью которого отвечающий проверяет уровень усвоения слушателями своего сообщения и делает вывод о глубине раскрытия темы и качества собственной работы. Трудолюбие педагога знаете, в чем? В том, что в его группе не будет ни одного равнодушного или неподготовленного к занятию.

—Сейчас многие переходят на онлайн-восприятие материала и контроль его усвоения. Труд преподавателя становится легче?
—Естественно нет, труднее во много раз. Понятие «легче» может случиться со временем, если преподаватель позаботился о себе и освоил методы работы на платформе, натренировавшись осуществлять без напряжения все операции по представлению материала, если он может быстро и качественно проверять полученные задания, а также когда весь курс уже разработан и загружен. Мне, например, понадобилось выучиться в одной из первых групп всем этим премудростям (спасибо нашим специалистам за терпение), но зато горжусь, что есть авторский автономный курс, которым можно пользоваться в любое удобное для студента время. Конечно, никто не мыслит уходить полностью от очных занятий, это невозможно для полноценного учебно-воспитательного процесса, но если случаются периоды вынужденного дистанта, то следует достойно подготовиться. В курсе «Мировая культура», к примеру, мне пришлось разработать более сотни электронных упражнений. Нет предела совершенству. Процесс учебы, если ты педагог,—это навсегда.

—А что главное в вашей жизни—работа или все остальное?
—У меня есть сын, есть память о большой любви и работа. Вовсе нет этой остальной жизни…
Подумав и видя, что повисла пауза, Татьяна Васильевна добавила: «Так это как раз и есть то, что нужно для счастья».
5 декабря 2021 г. у Татьяны Васильевны Смирновой юбилей. Будьте счастливы!

 

Интервью провела И. КАТВАЛЮК.

Другие статьи этого номера