«Трем немудреным струнам я посвятил свою жизнь»…

«Трем немудреным струнам  я посвятил свою жизнь»...

Этими словами Евгения Лоушкина, руководителя оркестра русских народных инструментов имени К.Л. Смирнова Культурного комплекса «Корабел» мы начнем рассказ о том, как велика роль прекрасного в нашей жизни—жизни страны, города, в котором мы живем, каждого человека. Наш Севастополь—не только военная база, пограничный форпост, символ воинской славы. С момента основания здесь были заложены лучшие традиции национальной культуры: архитектуры, литературы, живописи, театра, музыки. Наша культура выжила, несмотря на тяготы военных лет, политические катаклизмы в стране, экономические кризисы. Выжила благодаря людям, заинтересованным во что бы то ни стало не только создать, но и сохранить и развивать дальше все лучшее в духовном богатстве. Яркий пример—деятельность творческих союзов, объединений, коллективов с различной тематикой. Таким коллективом, одним из старейших в городе, является оркестр народных инструментов имени К.Л. Смирнова.

 

Когда-то давно, более 70 лет назад, в городском Доме пионеров был организован кружок струнных инструментов. Руководил им талантливый музыкант, художник и педагог Константин Смирнов. Он организовал первый детский коллектив самодеятельных музыкантов. Его участниками стали Виктория Дорошенко, Евгений Зенков, Александр и Евгений Костромичевы, Алла Гармаш, Владимир Воронков, Ольга Клименко, Виктор Пименов. Ребят объединили любовь к музыке, стремление прикоснуться к миру прекрасного—таков был изначальный лейтмотив всей деятельности коллектива под руководством К.Л. Смирнова.
Наш разговор с Евгением Лоушкиным продолжался не спеша, обстоятельно и проникновенно—о музыке, о балалайке, о музыкантах и главных людях в его жизни. Мы сидели на последнем ряду большого концертного зала Культурного комплекса «Корабел». Говорил Евгений Сергеевич тихо, размеренно, ровным голосом произнося четко каждое слово, которое наполняло эмоциональной нагрузкой образы незапамятных событий. Говорил он так, словно играл на своем любимом инструменте. Как истинный интеллигент, Евгений Сергеевич даже не заметил, как озвучил главную тему нашей беседы «Трем немудреным струнам я посвятил свою жизнь»…
Балалайка, как настоящая любовь, вошла в его жизнь не через парадную дверь. Они встретились в 1957 году в пионерском лагере «Алсу». Там проводили мастер-класс по обучению игре на горне и барабане для председателей советов отрядов, в числе которых был юный пионер Евгений Лоушкин. Время подарило ему незабываемую судьбоносную встречу с талантливым музыкантом, художником и педагогом Константином Лонгиновичем Смирновым, открывшим пионеру Евгению мир удивительной красоты. К балалайке различное отношение. В мире балалайка вызывает изумление у иностранцев. Слушая игру на инструменте, они не понимают, как при помощи всего трёх струн на незатейливом инструменте можно исполнять не только народные песни, но и джаз и классику.
Ух, балалайка!
Русская скрипка,
Смех ручейка и рутина
дождя,
Песня—разлука,
танец—улыбка
И надоевшая напрочь
нужда.
Забавно: балалайка запрещена в сша. Невероятно, но уже более 70 лет в США действует запрет на продажу балалаек. И это не шутка! История вопроса восходит еще к предвоенному времени. Ф. Рузвельт подписал секретный указ о запрете балалаек на территории страны сроком на десять лет. Это случилось в 1940 году, и с тех пор декрет регулярно продлевается. 2 октября 2010 года Обама продлил запрет балалаек до 2020-го.
От К.Л. Смирнова Женя Лоушкин узнал, чем отличается балалайка-секунда от балалайки-примы. Первые занятия не прибавляли уверенности. Но постепенно они помогли узнать, насколько парень готов связать свою жизнь с музыкой.
За первые годы молодой коллектив под руководством К.Л. Смирнова достиг значительного исполнительского мастерства и был отмечен золотой медалью фестиваля в «Артеке», званиями лауреатов на смотрах художественной самодеятельности Севастополя и Крыма. Спустя три года от начала работы на юбилейном концерте в Севастопольском драматическом театре им. А.В. Луначарского на лучшей сцене города была представлена программа в двух отделениях, в которой прозвучали произведения П. Чайковского, М. Мусоргского, М. Глинки, А. Хачатуряна, народные песни. Выдающийся музыкант, художественный руководитель Ансамбля песни и пляски Черноморского флота, заслуженный деятель искусств РСФСР Б.В. Боголепов обратился тогда к ребятам:
—До чего же хорошо, до чего же замечательно, дорогие ребята! Два часа мы наслаждались вашим искусством. Вы, право, гордость Севастополя! Большое спасибо вам, Константин Лонгвинович, за огромный труд, вложенный в музыкальное воспитание юных оркестрантов, труд, который принес великолепные плоды.
К.Л. Смирновым была основана и успешно опробована новая форма—тематические беседы-концерты, служившие знакомству юных зрителей не только с музыкой известных композиторов-классиков, но и с подробностями их биографии, временем и странами, где они жили и творили. С легкой руки К.Л. Смирнова такие лекции-беседы с участием оркестров стали появляться и в других учреждениях культуры.
В 1964 году оркестр перешел в Культурный комплекс «Корабел» Севастопольского Морского завода им. С. Орджоникидзе и пополнился новыми участниками из рабочей и студенческой молодежи, где в течение многих лет вместе со своим бессменным руководителем оттачивал мастерство, поднимая все выше планку коллективного исполнения. Самый большой и самый плодотворный период творческой деятельности К.Л. Смирнова был связан с народным оркестром Культурного комплекса «Корабел», и здесь же он организовал студию изобразительного искусства «Рабочая палитра», ставшую мастерской самодеятельных художников «Севморзавода».
Коллектив оркестра, руководимый К.Л. Смирновым, чтил традиции русского искусства и основателя первого оркестра русских народных инструментов В.В. Андреева, также являясь неутомимым, страстным проводником музыкальной культуры, пропагандистом народной песни, используя при этом богатый опыт профессиональных государственных коллективов.
Музыканты из государственного русского народного оркестра им. Н.П. Осипова помогали севастопольцам нотами и профессиональными советами, московские музыкальные мастера ремонтировали инструменты, а звезды русского народного искусства Л. Зыкина, М. Рожков, П. Нечипоренко высоко оценили достижения самодеятельных исполнителей Севастополя. Достоин упоминания репертуар коллектива музыкантов: русская и зарубежная классика, народные и эстрадные песни, оперная и инструментальная музыка. Общее количество произведений со временем достигло пятисот.
Имена композиторов известны любому культурному человеку, с их произведениями оркестр выступал на протяжении многих лет. М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, М. Мусоргский, В. Мурадели, А. Хачатурян, Т. Хренников, Н. Будашкин, В. Андреев, П. Булахов, А. Варламов, П. Куликов, В. Городовская, Ф. Шуберт, Л. Бетховен, Ж. Бизе, Р. Леонковалло, М. Огинский—вот неполный список композиторов, чьи произведения с успехом звучали в исполнении оркестра на концертах на протяжении многих лет. Свидетельство тому—огромное количество наград: более 250 почетных грамот, памятные медали и дипломы.
Среди них: золотая медаль лауреата республиканского (УССР) фестиваля народного искусства, памятная медаль им. Т.Г. Шевченко, почетная грамота Верховного Совета УССР, а художественный руководитель К.Л. Смирнов был удостоен звания заслуженного работника культуры Украины. Оркестр регулярно выезжал на музыкальные фестивали в Ленинград, Волгоград, Поти, другие города, а также районы Крыма, участвовал в съемках на городском и крымском телевидении. Выступления на полевых станах, в цехах заводов, на палубах военных кораблей Черноморского флота, шефские концерты в воинских частях, участие в смотрах самодеятельного искусства разных уровней требовали большой подготовительной работы с инструментами. В коллективе существует незыблемое правило: проводить ежегодный отчетный концерт, демонстрируя зрителю свой нынешний уровень исполнительского мастерства.

Но не только одной музыкой живет коллектив. К.Л. Смирнов заботился о поднятии общего уровня своих музыкантов. Ребята регулярно посещали музеи, художественные выставки, встречались с приезжающими в Севастополь артистами и композиторами, в частности с Людмилой Лядовой, Людмилой Зыкиной, Михаилом Рожковым и Павлом Нечипоренко, Верой Городовской, дирижером Николаем Калининым, а также посещали спектакли гастролирующих в городе театров оперы и балета, концерты государственных народных хоров и ансамблей.
Шли годы, юные музыканты взрослели, приобретали бесценный опыт исполнительства, многие из них приняли решение посвятить свою жизнь музыке, и Евгений Лоушкин стал одним из многих будущих профессионалов. Учитель Смирнов верил в Евгения, который оправдал его надежды.
Он вырос, поступил в Симферопольское педагогическое училище, затем продолжил свою учебу в Саратовской консерватории. Окончание учебы и возвращение в Севастополь совпало с бурными 90-ми годами. В 1994 году после сорока лет работы К.Л. Смирнов передал руководство оркестром своему ученику—Евгению Прилипко. Несмотря на развал экономики, полное отсутствие финансирования, даже нетопленый репетиционный зал, нужно было сохранить ядро коллектива, искать выход ради того, чтобы не погибло детище К.Л. Смирнова. Находили благотворителей среди предпринимателей, обращались за помощью к руководству Черноморского флота, которому в ту пору тоже приходилось испытывать огромные трудности. И коллектив выжил. Среди музыкантов ходили слухи о том, что все инструменты распроданы, что у идеи создания нового оркестра народных инструментов нет ни настоящего, ни, тем более, будущего. Евгений Лоушкин даже при таком печальном раскладе не опустил руки. Возглавив в 2000 году коллектив, он отдавал много сил работе с музыкантами, организовывал творческие встречи, пропагандирующие русское народное инструментальное искусство. Налаживал сотрудничество с теми, кто работает в этой сфере.
Он явился инициатором и организатором «Праздника балалайки» в 2004 году, первого фестиваля «Самородки», ставшего ныне традицией для Севастополя. Под его руководством народный оркестр достиг высокого исполнительского мастерства, стал лауреатом международного конкурса детских и молодежных коллективов «Синяя птица». Участники оркестра ежегодно становились лауреатами конкурса «Юный виртуоз» Автономной Республики Крым, в 2012 году были серебряными призерами IV международного конкурса-фестиваля для детей и молодежи «Арт-премиум-2012» в Киеве, в 2018-м и 2019 годах—лауреатами международного конкурса-фестиваля народной музыки и танца «Самородки» в Севастополе.
В 2018 году оркестр стал лауреатом заочного международного конкурса «Оркестры мира», а на международном конкурсе-фестивале «Волшебство звука» в Сочи при поддержке Фонда Владимира Спивакова участники коллектива стали трехкратными лауреатами 1-й степени и абсолютными победителями в номинации «Оркестры».
Хорошо знают оркестр народных инструментов под руководством Е.С. Лоушкина за рубежом. С 2006 года оркестр неоднократно получал высокие награды на международных конкурсах-фестивалях в Польше, Чехии, Словакии. В 2009 году самодеятельные музыканты участвовали в фестивале «Культурное лето-2009» в Венгрии. В 2010 году состоялась творческая поездка по Чехии, Австрии, Германии. В 2011 году—поездка в Австрию на Международный фестиваль, посвященный 225-й годовщине со дня рождения В.-А. Моцарта. В 2013 году—снова творческие поездки в Чехию и Словакию.
За свою плодотворную деятельность Е.С. Лоушкин неоднократно награждался знаками отличия и грамотами. В 2006 году Евгений Сергеевич был удостоен Министерством культуры Украины знака «За многолетнюю плодотворную работу с сфере культуры», в 2013 году Е.С. Лоушкину присвоено звание «Заслуженный работник культуры Украины». В 2017 году руководитель оркестра награжден благодарственным письмом и почетным знаком «За заслуги перед городом-героем Севастополем».
Из последних творческих удач следует выделить концертную программу, посвященную 90-летию создателя музыки для народных инструментов Николая Будашкина, фестиваль русской народной музыки им. В.В. Андреева, конкурс-фестиваль «Самородки», участие коллектива в праздниках русской Масленицы, шефские концерты в воинских частях и на предприятиях города.
В 2007 году по инициативе бывших и настоящих участников оркестру русских народных инструментов было присвоено имя его создателя—Константина Смирнова.
Особый вопрос—кадры для коллектива. А кто их поставляет? На этот вопрос руководитель ответил сразу: супруга Зинаида Ивановна. Она домбристка, вместе с супругом на протяжении многих лет держит связь с учебными заведениями, проводит там мастер-классы. Рассказывает о народных инстументах. Ищет отклик в юных сердцах и находит.
А у вас есть преемник?
Я задавала этот вопрос, опасаясь обидеть Евгения Сергеевича. Он не смутился, тепло отзвался о Вячеславе Покровском, на которого возлагает надежду, поскольку он вырос в оркестре, получил образование и владеет новыми электронными технологиями.
За годы своей деятельности с оркестром выступали многие известные вокалисты. Среди них были профессиональные певцы—заслуженный артист УССР Евгений Устинов, Анатолий Бобраков, Борис Пожарский, Елена Захарова, Надежда Гонтаренко, а также участники художественной самодеятельности—Вячеслав Добрецов, Лидия Кузнецова, Анатолий Бусыгин, Галина Ермолаева, Нелли Аскерова и многие другие.
Сегодня в сопровождении оркестра поют такие известные вокалисты, как солистка Культурного комплекса «Корабел», заслуженная артистка Украины Т.А. Барткова, лауреаты международных конкурсов
Е. Масленкова, Р. Асадов.
Активными участниками оркестра стали В. Покровский, В. Пащинин, М. Юшутин,
И. Юшутин, И. Яровая, В. Прокопчик, З. Лоушкина, Е. Шанин, М. Тарасова, Н. Остриков, Л. Лактионова, В. Знаменская, А. Овчинникова, Т. Хомякова, Ю. Огарок. Свыше 2000 участников объединил коллектив оркестра, создав настоящую большую дружную музыкальную семью.
Здесь, в большом зале Культурного комплекса «Корабел», прошло несметное количество репетиций и концертов, они вселили в Лоушкина уверенность в успехе. Маэстро приобрел ценное качество—притягивать в оркестр людей увлеченных и преданных своей профессии. Он о каждом знает правду. И можете быть уверены, что, будучи взыскательным слушателем, вы никогда не узнаете, что было не по плану на сцене, какие ошибки неожиданно вкрались, потому что Евгений Сергеевич даже глазом не моргнет. И всю свою творческую деятельность он остается предан любимому инструменту. Нежная, ласковая, задорная, лукавая, игривая, милая, добрая, насмешливая, душевная… Все эти характеристики относятся к балалайке. Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Мастера-ремонтники—редкость. Даже в деревне про балалайку забыли. А жаль…
По сведениям историков, в Севастополе было несколько попыток организовать оркестр русских народных инструментов. Это происходило после триумфального появления в России первого великорусского оркестра, созданного и руководимого В.В. Андреевым еще при Николае II. Оркестры, созданные при клубных учреждениях, просуществовали недолго. И только в 1957 году оркестр русских народных инструментов в Севастополе основал Константин Смирнов. Это было блестящее начинание. И потому оркестр живет и здравствует по сей день.
Что касается санкций США по отношению к музыке, то по секрету можем сообщить, что запретный плод остается сладким. В одном из штатов есть подпольный Клуб балалайки. По определенным дням они собираются, чтобы услышать звуки родного инструмента. И музыка звучит…

 

Л. Пузикова, член Союза журналистов России.

Очередной концерт коллектива состоится 12 декабря в 16.00. Вход свободный.

Другие статьи этого номера