В реальности и в фантастике

Крылатый маршал  с позывным «Дракон»

Бурные социальные сдвиги и стремительное научно-техническое и промышленное развитие СССР в 20-30-е годы ХХ века сделали научную фантастику одним из самых массовых и популярных направлений советской литературы.

 

Основоположником советской фантастики стал известный русский, а затем советский писатель Алексей Толстой. Написанные им в первой половине 20-х годов прошлого века романы «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина» стали классикой и фундаментом советской фантастики.
По неизвестным сейчас причинам Алексей Толстой после этих двух романов перестал творить в жанре научной фантастики. И эстафета от основоположника этого жанра начиная с 1925 года перешла в руки Александра Беляева, который вплоть до 1936 года почти ежегодно выпускал в свет по одному-два научно-фантастических романа.
Одним из последних его творений в этом жанре стала «Звезда КЭЦ», написанная в 1936 году. После этого творчество изнуренного тяжелой болезнью Беляева практически прекращается, и в 1941 году, за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны, он умирает от туберкулеза.
На смену Беляеву пришел Григорий Адамов. Его первая научно-фантастическая публикация—«Рассказ Диего» (1934). Затем последовали научно-фантастические рассказы «Авария» (1935) и «Оазис Солнца» (1936), посвященные энергетике будущего в Заполярье и Каракумах. Теме овладения новыми источниками энергии посвящён и первый научно-фантастический роман писателя «Победители недр» (1937), основу сюжета которого составляет путешествие на «подземоходе» и сооружение подземной электростанции в глубинах Земли. После выхода в свет этот роман заслужил положительную оценку академика В.А. Обручева.
Самым известным и популярным научно-фантастическим произведением Г. Адамова стал роман «Тайна двух океанов» (1938), повествующий о плавании из Ленинграда во Владивосток «чуда советской науки и техники», боевой подводной лодки «Пионер». В 1956 году этот роман был экранизирован.
Настало время в жанре советской фантастики инженера и радиомеханика Александра Казанцева. В 1937-1941 годах он частями публикует в одном из журналов свой первый научно-фантастический роман «Пылающий остров».
Казанцев родился в 1906 году в захолустном Акмолинске (в дальнейшем—Целиноград, а на момент написания этих строк он именуется Нурсултан—столица Республики Казахстан).
В двадцатые годы прошлого столетия он, получив инженерное образование, вскоре стал работать в различных секретных конструкторских бюро. Участвовал в разработке различных экзотических для того времени образцов управляемой по радио и проводам военной техники: самолетов, торпедных катеров, танков и танкеток, бронепоездов.
В середине 30-х годов у тридцатилетнего засекреченного инженера начинает проявляться литературное дарование. И параллельно с участием в разработке различных военно-технических новинок он начинает писать в жанре научно-технической фантастики, что во многом объяснялось его основной в то время деятельностью.
Фантастический успех у любителей данного жанра его «Пылающего острова» заставил широко известного в узких кругах инженера начать подумывать о возможной смене профессии. Но тут грянула всем нам известная историческая дата—22 июня 1941 г., которая веско сказала ему: «Не время, товарищ,—война».
Надев форму военного инженера 3-го ранга (общеармейское звание «капитан»), Казанцев сначала участвует в форсированной доводке наиболее продвинутых образцов военно-технической экзотики. А затем в составе бригады военных инженеров совершает постоянные выезды на различные участки советско-германского фронта для практических испытаний.
В январе 1942 года его инженерная бригада прибыла на Керченский полуостров в расположение войск Крымского фронта, где начинает опробование в боевых условиях нового вида оружия—самоходной управляемой сухопутной мины «СТ-40» (сухопутная торпеда образца 1940 года) или другой вариант наименования «ЭТ-1-627».
Эти «сухопутные торпеды», прообраз современных нам боевых роботов, изготовленные достаточно крупной партией осенью 1941 года на Московском электротехническом заводе (завод № 627), представляли собой небольшую необитаемую гусеничную машину, набитую двумя сотнями килограммов тола и управляемую по проводам, специально подготовленным оператором.
После завершения испытаний нового оружия на Керченском полуострове в начале февраля 1942-го бригада Казанцева прибыла в Севастопольский оборонительный район, где продолжила испытание этого нового вида оружия. Рано утром 27 февраля 1942 года в присутствии начальника инженерной службы Приморской армии генерал-майора Хренова. Проходили испытания на Северной стороне, в районе Любимовки, на линии фронта 90-го стрелкового полка 95-й стрелковой дивизии. Проведение испытаний обеспечивало специально подготовленное подразделение бойцов 82-го отдельного саперного батальона Приморской армии.
В боевом испытании приняло участие шесть танкеток-фугасов. Две из них уничтожили два немецких дзота, ещё одна—порядка 15 немецких саперов, которые пытались её захватить, когда она запуталась в проволочном заграждении. Остальные три машины по разным причинам задачу не выполнили и были подорваны.
В марте 1942 года программа боевых испытаний нового оружия на линии фронта под Севастополем была завершена, и Казанцев с товарищами отправляется в Москву.
В дальнейшем, в конце войны, уже не капитан, а инженер-полковник Казанцев включен в состав специальной группы уполномоченных Государственного Комитета обороны, которая занималась поиском и последующим использованием германских разработок в различных областях военной техники на освобождаемых от немцев территориях, а затем в самой поверженной нацисткой Германии.
После окончания войны он назначен на должность главного инженера Всесоюзного научно-исследовательского института электромеханики, избирается членом Центрального совета Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов СССР.
Наконец в 1946 году он осуществляет свою довоенную мечту и становится профессиональным писателем-фантастом, каковым и оставался до самой своей кончины 13 сентября 2002 года в Москве в возрасте 96 лет.

 

К. Колонтаев.

Другие статьи этого номера