Парадокс такси: стоимость проезда растет как на дрожжах, а ездить все опаснее

В 2021 г. такси вновь получают титул самого опасного транспортного средства на российских дорогах. По данным МВД, за январь-июль в РФ зарегистрировано 1900 ДТП по вине таксистов. Обеспокоенность выражает и дептранс Москвы, ведь за прошлый 2020 г. в столице зафиксировано 1667 ДТП с участием такси, в которых насчитывается 2000 пострадавших и 60 погибших. Из-за столь высокой аварийности страховые компании, работающие в сфере ОСАГО, ежегодно терпят неоправданно большие убытки по данному сегменту.

 

Владельцы такси игнорируют проблему, зато упорно требуют снизить «завышенные» тарифы на ОСАГО. Стоимость их полисов выше, чем у других страхователей, как раз ввиду зашкаливающей аварийности. Регулятор Центробанк РФ знает о ситуации и называет действующие тарифы адекватными и сбалансированными. Депутат Госдумы Александр Тарнавский считает необоснованными требования участников таксомоторного рынка об установке минимальных цен и сдерживании роста стоимости полисов в дальнейшем, ведь сами таксисты активно повышают стоимость проезда и пренебрегают безопасностью пассажиров.
«Пока таксисты пытаются саботировать индивидуализацию ОСАГО, якобы опасаясь снижения рентабельности из-за роста стоимости полисов, обычные граждане недоумевают: почему ещё в октябре цена поездки из пункта А в пункт Б условно была 600-700 рублей, а в декабре вдруг подскочила до 2000 рублей? Таксопарки и агрегаторы юлят, объясняя резкое повышение цен сочетанием увеличения спроса и нехватки водителей, хотя дороги буквально заполонены такси и время ожидания автомобиля не больше 5-10 минут,—подчеркнул Александр Тарнавский.—По факту, таксисты искусственно повышают тарифы на проезд, прикрываясь нелепыми оправданиями и совершенно не думая, будет ли новая цена подъемной для клиентов. Думают они лишь о своем благополучии, безапелляционно требуя низких цен на ОСАГО, пускай и за счёт других участников дорожного движения, ведь предпосылок для снижения уровня аварийности в данном секторе не наблюдается».
Координатор движения «Общество синих ведёрок» Петр Шкуматов подтверждает, что единственный путь уменьшения стоимости ОСАГО для такси—снижение уровня аварийности этого вида транспорта. Таксопарки должны начать фильтровать желающих сесть за руль, озаботиться повышением профессионализма водителей, усилить контроль за соблюдением ПДД. Сегодня ключи от машин такси получают приезжие с купленными правами, которые агрессивно ведут себя на дорогах и создают аварийные ситуации.
«Страховщики формируют индивидуальную стоимость ОСАГО в рамках достаточно широкого тарифного коридора. Если водитель такси аккуратно ездит и не попадает в аварии, то ОСАГО на автомобиль будет стоить дешево. Если арендовать ключи у таксопарка и начать развозить клиентов может любой желающий, очевидно, будет высокая аварийность, и страховщики должны устанавливать максимальные тарифы для таких автомобилей,—подчеркнул Петр Шкуматов.—Широкий тарифный коридор нужен, чтобы добропорядочные таксисты могли приобретать страховку по минимальной цене, близкой к стоимости ОСАГО для личных автомобилей физлиц. Люди, которые, мягко говоря, неразумно ведут себя на дороге, заслуживают высоких цен. Все зависит от самих таксопарков и индивидуальных предпринимателей. Почему добропорядочные автомобилисты должны оплачивать полисы таксистов-лихачей?»
Проект «ОСАГО: общественная экспертиза» напоминает, что осенью 2021 года Центробанк предложил расширить тарифный коридор ОСАГО для такси на 30% в обе стороны. Российский союз автостраховщиков поддержал инициативу регулятора как важный шаг в преддверии нового этапа индивидуализации ОСАГО. Также на рассмотрении в Госдуме находится законопроект о создании перестраховочного пула страховщиков, который повысит доступность полисов «автогражданки» для убыточных категорий страхователей.

Другие статьи этого номера