Верите в совпадения?

«Всё будет хорошо, вот увидишь!»

Каждый театр создает спектакли для своего города. Верно и обратное: зритель определяет творческий облик своего театра. Поэтому всегда интересно в чужом городе, сидя в зрительном зале, смотреть не только на сцену, но и на зрителя.
Крымский академический русский драматический театр им. М. Горького вот уже 200 лет поднимает занавес для симферопольцев и гостей крымской столицы. Театр моложе города всего на 37 лет.

 

Седая история храма искусств обросла тайнами и легендами. Она соединялась и опять расходилась с театром севастопольским. Здесь творили люди, чьи имена в театральном мире произносят с придыханием. И еще: у бывшего Дворянского театра есть тайна создания, связанная с Александром Пушкиным. Конечно же, я знаю, что первым его директором был некий столичный купец г-н Волков. Но всё же…
Театр открылся в начале 1821 года, а Пушкин посетил Симферополь накануне, в сентябре 1820-го. А как вы объясните памятник, название улицы и бюст Пушкина на фасаде исторического здания? Столько совпадений. Случайны ли? Или есть то, о чем мы забыли, а архитектор Алексей Николаевич Бекетов сто лет назад еще помнил.
Думая об этом, я села в скоростную электричку и отправилась на юбилейную премьеру театра—«Кабала святош» по произведениям Михаила Булгакова. В спектакль вошли не только тексты одноименной пьесы, но и отрывки из исторического романа «Жизнь господина де Мольера», а также некоторые другие материалы.
Забегая вперед, скажу, что спектакль достоин солидной юбилейной даты, ведь над его созданием работали два выдающихся художника. Один из них, Владимир Магар,—режиссер, которого хорошо знают и севастопольцы, и жители крымской столицы. 15 лет он руководил театром им. Луначарского и, кстати, в 2011 году отметил его столетие грандиозным спектаклем «Отелло», в котором драматические артисты удивительно проникновенно исполнили целые оперные арии. Теперь судьба привела его в старейший крымский театр, и опять он празднует театральный юбилей мощной постановкой крупной формы. Вот видите, снова совпадения… А вот еще одно: 30 ноября Владимиру Владимировичу Магару исполнилось 70 лет.
Для оформления спектакля «Кабала святош» был приглашен народный художник России, кинорежиссер и автор автобиографической книги «Ва-Бланк» Борис Бланк. Ему помогала художник Ирина Сайковская. По его эскизам на сцене было сооружено зеркальное подобие зрительного зала: изящная люстра, такие же кресла, растворяющиеся в темноте задника. Представьте, зрители смотрят на исторических персонажей, а те вглядываются в нас, зрителей. Это впечатление еще усиливается выходом актеров из зрительного зала. Король в театре! Людовик величественно проходит между рядами и поднимается на сцену. Золотой свет! Король-солнце—на сцене. И мы уже становимся зрителями театра Мольера, сидим и аплодируем Марлезонскому балету с участием короля, восхищаемся потрясающими костюмами артистов, их грациозными проходами, музыкой и светом, которые создают ощущение праздника. Над этим эффектным зрелищем трудились художник по свету Роман Клочков и балетмейстер Ольга Чехова.
«Кабала святош» шла и в Севастополе. Но я была уверена, что повторения не будет, мастер в недостатке творческих идей замечен не был. И еще: Магар высоко ценит артистов, их неповторимые характеры и в своих, безусловно, режиссерских спектаклях использует актерские дарования в полную силу.
Не буду утомлять читателя подробным разбором спектакля. Скажу только о главных персонажах: короле Людовике, воплощающем власть, и Мольере-художнике, этой властью раздавленном. Актерский дуэт Дмитрия Еременко и Сергея Ющука стал главным нервом спектакля. Здесь все, как в жизни: доносы, подлость, предательство, с одной стороны, и любовь, талант, полное крушение—с другой. В постановке есть и жесткие сцены. Но каждый удар судьбы, обрушившийся на главного героя, мы, зрители, принимали как что-то очень личное.
Есть в спектакле еще два важных действующих лица: автор, эту роль исполняет Виталий Таганов, и архиепископ Парижа, его играет артист, которого мы привыкли видеть в качестве лирического героя, Дмитрий Кундрюцкий. А здесь его персонаж страшный и даже зловещий и, как мне кажется, весьма достоверный.
Как же похож на Булгакова Виталий Таганов, сыгравший роль автора! Творческая судьба произведений Булгакова, как стрелки часов в полночь, совпала с трагическим для Мольера запретом «Тартюфа». Тогда и была написана пьеса «Кабала святош» о том, как гений был раздавлен государственной машиной.
Замечательный характерный артист Игорь Кашин сыграл в спектакле роль Лагранжа, актера из труппы Мольера, который вел регистр, куда записывал важные события. Ему удалось создать цельный тревожный образ глубоко чувствующего человека.
Хороши в спектакле и женские персонажи: Мадлена Бежар (актриса Татьяна Павлова) и юная Арманда (Кристина Овчаренко). Как много в театре красивых молодых актрис! Прелестная стайка бабочек с шелковыми крылышками, актрис мольеровского театра, пролетает через сцену. Они соединяют небесное и земное и напоминают ангелочков-путти на картинах эпохи Ренессанса.
Хотите узнать, что скрывается за парадным портретом блистательного государя французского Людовика XIV, впрочем, как и за парадным «фасадом» любого тирана? Тогда вам непременно нужно в Крымский академический русский драматический театр им. М. Горького на юбилейную премьеру.

 

Т. Довгань.

Фото В. Парубова.

Другие статьи этого номера