«Щелкунчик» на главной севастопольской сцене

Бесплатно подвести газ  к земельному участку... В каких случаях?

Говорят, что в канун Нового года вокруг нас всегда происходят чудеса, надо только постараться их увидеть. В Севастопольском академическом русском драматическом театре им. А.В. Луначарского состоялась премьера балета-фантазии «Щелкунчик», подготовленного Севастопольской академией хореографии. Это событие тоже можно отнести к новогоднему чуду.

 

Билеты были распроданы мгновенно. Впервые севастопольскому зрителю был представлен балетный спектакль. Пропустить его было невозможно, ведь эта премьера—по-настоящему долгожданное событие в культурной жизни города.
Новогодняя сказка с волшебной музыкой П.И. Чайковского, спектакль с участием звёзд мирового балета и первым выходом на сцену обучающихся в Академии хореографии—для нашего города это первая страница в истории Севастопольского театра оперы и балета. Прекрасные детские танцы, участие звезд российского балета, великолепные костюмы, со вкусом оформленные декорации, ощущение праздника и новогоднего чуда—вот чем порадовал зрителей спектакль «Щелкунчик».
Повесть-сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана была опубликована в Германии в 1816 году. Автор рассказывает детям, героям сказки, Мари и Фрицу трогательную историю про Щелкунчика—игрушку, которую им подарили одним волшебным вечером под Рождество. Этот некрасивый, но такой милый человечек сразу тронул сердце Мари своей неуклюжестью, и она обняла его. Оказывается, прекрасного принца в Щелкунчика превратила мстительная Королева Мышильда. Чтобы вернуть ему прежний облик, нужно, чтобы его полюбила Прекрасная Дама.
В некоторых литературных источниках упоминается, что, согласно содержанию немецкой легенды, щелкунчики, которыми раскалывают орехи для рождественского пирога «Штоллен», приносят удачу и оберегают дом. Поэтому эти деревянные механические куклы были и остаются популярным рождественским подарком для детей и взрослых.
Автор либретто и балетмейстер-постановщик севастопольского спектакля «Щелкунчик»—хореограф Эмиль Фаски, выпускник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, солист театра балета им. Якобсона. Главные партии исполнили Сергей Полунин (Щелкунчик), российский артист балета, в недавнем прошлом премьер Королевского балета в Лондоне, ныне исполняющий обязанности ректора Севастопольской академии хореографии, и Жанна Губанова (Мари), солистка Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, лауреат международных конкурсов.
Костюмы выполнены по эскизам Ивана Всеволожского, директора императорских театров (1835-1909), которые изготовила для спектакля художник по костюмам Татьяна Ногинова.
Выбирая балет в качестве первой постановки в Севастопольской академии хореографии, его создатели учитывали не только популярность, но и дату создания этого бессмертного балетного шедевра о любви. В 2022 году исполнится 130 лет со дня первой постановки балета в Мариинском театре. При этом учтена давняя балетная традиция—отдавать роли второго плана ученикам хореографических училищ. Севастопольская постановка «Щелкунчика» не исключение, обучающиеся в Севастопольской академии хореографии танцуют наравне со взрослыми артистами и выглядят со сцены очень убедительно.
Музыка балета-фантазии является одной из самых узнаваемых классических произведений, где каждый ритм и такт вплетаются в танец. Звуки чарующей музыки П.И. Чайковского дают возможность зрителю погрузиться в сказочную атмосферу спектакля.
Наконец, поднимается занавес, перед нашими глазами—зимняя улица. Декорации спектакля созданы рукой художника, что в современном театре становится редкостью, зачастую режиссёры и балетмейстеры отдают предпочтение видеопроекциям или пространствам, заполненным геометрически построенными конструкциями. Живописные декорации вместе с театральным светом создают атмосферу волшебства и настоящей сказки.
Взрослые и дети торопятся на рождественский праздник. Игровые моменты, небольшие актерские этюды добавляют действу легкости и создают ощущение чарующей атмосферы приближающегося праздника.
Действие спектакля происходит в гостиной дома Штальбаумов. Дети с радостью встречают Дроссельмейера (актер—преподаватель Академии хореографии Евгений Сердешнов), который показывает фокусы и оживляет кукол. Паяц, Кукла и Арап танцуют вариации с довольно сложной танцевальной техникой, с которой обучающиеся по предпрофессинальной программе Академии хореографии прекрасно справляются, а ведь они ещё даже не начинали учиться искусству балета. Дети только готовятся к поступлению в балетную школу.
С учетом этого преподавателями Академии хореографии и балетмейстером-постановщиком Эмилем Фаски была проделана огромная работа с юными артистами, чтобы танцевальные композиции выглядели в балете органично, красиво, выверенно и грамотно, соответствуя школе классического танца, и одновременно была использована хореографическая лексика, доступная данной возрастной категории учащихся.
В балете есть танцы, где дети исполняют их вместе со взрослыми: это, к примеру, историко-бытовой танец «Гроссфатертанц» (дословный перевод—«Танец дедушки»). Здесь на одной стороне сцены танцуют парами взрослые, на другой—дети, а в центре танцевальной композиции—Бабушка (проректор по образовательной деятельности Академии хореографии Елена Белькова) и Дедушка (проректор по развитию Академии хореографии Кирилл Москалев). Озорство и легкость в танце маленьких воспитанников Академии очень удачно сочетаются с танцевальным мастерством и артистизмом взрослых участников спектакля.
В партиях мышей заняты артисты государственного ансамбля «Черное море», а роли солдатиков исполняют учащиеся Академии хореографии. Противопоставление огромных мышей и маленьких солдатиков добавляет в действо волнения и драматизма.
Сказочная страна—заключительная сцена спектакля. Дивертисмент блистательно исполненных детских танцев обрамлён прекрасным па-де-де главных персонажей Щелкунчика (и.о. ректора Севастопольской академии хореографии Сергей Полунин) и Мари (Жанна Губанова—солистка балета Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко). Дивертисмент открывается «Вальсом цветов». Шестнадцать юных танцовщиц Академии хореографии выходят на сцену одна за другой в костюмах, напоминающих бутон розы. Интересный рисунок танца, красивые линии, утонченные руки маленьких танцовщиц, лаконичные и чисто исполненные движения классического вальса создают впечатление настоящего сказочного представления в волшебной стране.
Аплодисментами зрителей были удостоены испанский танец, китайский дуэт и восточный танец. В вариации испанского танца юная танцовщица Екатерина Губенко показала хорошую технику, музыкальность и артистичность. Восточный танец заворожил зрителей грацией и необыкновенно красивыми движениями рук: девушки как будто колдуют, нежно и плавно покачивая руками в такт музыки. Русский трепак, исполненный тремя ученицами (Злата Безверхняя, Анастасия Еременко и Лиана Чернова), полностью поставлен в характере русского танца. Вращения, использованные в финале композиции, довольно сложны для юных балерин, но девочки прекрасно справились с этой нелегкой задачей.
Танец пиратов—подарок балетмейстера-постановщика Эмиля Фаски зрителям. Как же было обойтись без морской темы? В композиции много юмора и озорства: лодка с пиратами то идёт по морю, то опускается на дно, затем снова поднимается на морской простор. Юные артисты станцевали композицию весело, музыкально, моментами комично и очень зажигательно.
«Щелкунчик»—не просто балетный спектакль для детей и взрослых, он несёт в себе функцию эстетического воспитания подрастающего поколения, которая требует от преподавателей немалых душевных затрат. В этой сложной задаче всегда помогает театр, который таит в себе не только визуально-развлекательную составляющую, но и блистательно воплощенные воспитательные цели.
Премьера спектакля «Щелкунчик» в Севастополе принесла радость не только зрителям, но и всем его создателям.
Браво первому балетному спектаклю в нашем городе!

 

Е. Ольховская, заслуженный деятель искусств Крыма.

Другие статьи этого номера