Ущерб от мошенничества в 2021 году превысил пять миллиардов рублей

Ущерб от мошенничества в 2021 году превысил пять миллиардов рублей

Согласно статистике, за 2021 год проблема страхового мошенничества в России оставалась актуальной и серьезно влияла на ситуацию в тех регионах, где недостаточно эффективно налажена совместная работа страховщиков, органов правопорядка и местной администрации. В регионах, где властные структуры и правоохранители нацелены на скорейшее искоренение мошенничества совместно со страховыми компаниями, наблюдался значительный прогресс. Мы видим это на примере Краснодарского края и Волгоградской области, где за прошедший год ситуация резко улучшилась. Об этом сообщили представители Всероссийского союза страховщиков на пресс-конференции, посвященной противодействию страховому мошенничеству.

По статистике ВСС, в полицию по выявленным признакам страхового мошенничества по итогам 9 месяцев 2021 года страховщики подали 7150 заявлений на общую сумму ущерба более 3,7 млрд рублей. Из 100% поданных заявлений о мошенничестве 89% приходится на ОСАГО, всего 8%—на КАСКО, лишь 2%—на жизнь и здоровье, только 1%—на имущество и ответственность. Если смотреть по сумме ущерба, то 57% приходится на сферу ОСАГО, 22%—на КАСКО, 18%—на имущество, 3%—на жизнь и здоровье. Страховщики ожидают, что к концу года подобных заявлений будет подано не меньше 10 тысяч, а сумма ущерба по ним превысит 5 млрд рублей. Одновременно Сергей Ефремов, вице-президент ВСС, отметил, что в некоторых регионах снижается количество возбуждаемых уголовных дел по этим заявлениям.
«В 2021 году из 100% поданных заявлений уголовные дела были возбуждены только по 15%. При этом в 2019 году из 100% уголовных дел возбуждалось 19%. Это показывает, что в пандемийное время активность возбуждения уголовных дел несколько снизилась. К регионам по фактам максимально выявленного количества мошенничества относятся Южный и Центральный федеральные округа. Приволжский округ занимает третье место».
В Сибирском федеральном округе самая тяжелая ситуация со страховым мошенничеством на территории Новосибирской области. На данный момент регион занимает 8-е место из 20 наиболее токсичных регионов; по данным рейтинга РСА по уровню риска мошеннических действий в ОСАГО, процент возбуждаемых дел по страховому мошенничеству в Новосибирске снизился с 12 до 10, в то время как количество заявлений увеличилось с 280 до 323. «Мы видим, что в ряде регионов деятельность правоохранительных органов в борьбе со страховым мошенничеством недостаточно активная, что приводит к росту недобросовестных практик»,—подчеркнул Сергей Ефремов.
Мошенничество постепенно выходит за рамки сферы ОСАГО и распространяется на другие виды страхования. Наличие высокого уровня страхового мошенничества в регионе—это только верхушка айсберга, которая является тревожным сигналом к тому, чтобы оценить все социально-экономические факторы и положение субъекта в целом.
В рамках борьбы с недобросовестными практиками страховщики выстраивают активную деятельность по пресечению мошеннических действий, работая в тесной связке с органами власти и правоохранителями.
Ярким примером успешной борьбы со страховым мошенничеством на региональном уровне является кейс из Краснодарского края. В результате применения целого комплекса мер, включая реализацию краевой программы повышения финансовой грамотности населения, всего за несколько лет Кубань переместилась из наиболее рискованной, красной зоны рейтинга токсичности регионов ЦБ РФ в более благоприятную желтую зону. В 2021 году регион еще улучшил свое положение в рейтинге РСА и занимает 33-е место.
Другой пример, где ситуацию со страховым мошенничеством удалось стабилизировать в кратчайшие сроки,—Волгоградская область. Согласно рейтингу регионов РСА по уровню мошеннических выплат в ОСАГО, Волгоградская область по итогам 9 месяцев 2021 года переместилась с 12-го на 17-е место. За квартал по сравнению с данными от июня 2021-го региону удалось улучшить свои позиции сразу на пять пунктов. Пока Волгоград находится в числе 20 проблемных регионов, но сфера автострахования здесь оздоравливается.
Проблему активной деятельности недобросовестных аварийных комиссаров на территории Волгоградской области удалось направить в правильное русло. В результате количество обращений от недобросовестных автоюристов резко снизилось в связи с тем, что суды чаще начали формировать отказы в исках.
В целом представители крупнейших страховых компаний отметили, что за последние годы страховая отрасль стала более цивилизованной, а выплаты—более справедливыми. На стороне интересов страхователей заработала служба финансового уполномоченного, которая помогает рассматривать спорные моменты между автовладельцами и страховщиками в досудебном порядке. В настоящий момент всё, что требуется для полного оформления любого события на дороге,—это заполнение бланка европротокола. По сути, гражданин любого региона в состоянии самостоятельно заполнить бланк извещения и после напрямую обратиться в свою страховую компанию, чтобы представить документы для выплаты. Тех возможностей, которые дают страховщики по заполнению извещений о наступлении страхового случая через онлайн-приложения напрямую, достаточно, чтобы граждане могли отказаться от услуг аварийных комиссаров и других посредников.
«Конечно, очень важно, чтобы наши страхователи понимали, что если они попадают в ДТП, на полисе, который у них имеется, есть телефон «горячей линии» страховой компании, который работает круглосуточно без выходных. По нему можно позвонить и сразу получить всю необходимую информацию. Мы понимаем, что в стрессовой ситуации может быть сложно оперативно и хладнокровно действовать, но для этого существуют удобные мобильные приложения страховых компаний, которые оказывают помощь страхователю прямо на месте страхового случая»,—подвел итоги пресс-конференции вице-президент Всероссийского союза страховщиков Сергей Ефремов, сообщает информпроект «Страхование: Общественная экспертиза».

Другие статьи этого номера