Парашютный спецназ Черноморского флота во второй обороне Севастополя

Парашютный спецназ Черноморского флота  во второй обороне Севастополя

Высоко оценив действия во время Григорьевского морского десанта под Одессой созданной по его замыслу группы флотского парашютного спецназа, член Военного совета Военно-воздушных сил Черноморского флота, бригадный комиссар М.Г. Степаненко решил предпринять меры к созданию в составе авиации ЧФ более крупного постоянного подразделения подобного типа.

 

С этой целью по его инициативе командование флотской авиации, используя в качестве кадрового ядра оставшихся в живых участников воздушного десанта под Одессой, приступило в начале октября 1941-го к формированию отдельной парашютной роты ВВС ЧФ в Севастополе.
Сразу после формирования данной части флотского парашютного спецназа в течение октября 1941 года личный состав роты начал усиленно проходить все виды боевой, тактической и специальной подготовки. Однако после того как в конце октября 1941-го немецкие войска прорвались в Крым и стали продвигаться по направлению к Севастополю, 1 ноября 1941 года эта рота была включена в состав батальона морской пехоты, сформированного ранее из наземного состава авиационных частей флота (так называемый батальон ВВС).
Находясь в составе этого батальона, 3 ноября 1941 года бывшая отдельная парашютная рота вступила в боевые действия в ходе отражения первого немецкого штурма Севастополя. В этих боях личный состав парашютной роты понес большие потери, а немногие оставшиеся в строю оказались разбросаны по другим частям морской пехоты и дивизиям Приморской армии, оборонявшим Севастополь.
Однако необходимость иметь в составе флота подразделение воздушно-десантного спецназа осознавалась командованием флота и его Военно-воздушных сил, и весной 1942 года в составе ВВС ЧФ был вновь сформирован парашютный спецназ—парашютная группа особого назначения.
Эта группа первоначально состояла из 25 парашютистов. Среди них были и почти все из числа оставшихся к этому времени в живых участников Григорьевского воздушного десанта. В их числе—и краснофлотцы М. Негреба, П. Королев, В. Богданов, С. Елисеев, о которых написал известный документальный рассказ «Батальон четверых» писатель Леонид Соболев.
Первоначально группу готовили для десанта на Сакский аэродром. Операцию отменили, а парашютную группу особого назначения оставили в Севастополе в районе аэродрома на мысе Херсонес для его охраны от возможного немецкого воздушного или морского десанта.
После того как 29 июня 1942 года в ходе третьего штурма немецкие войска ворвались в пределы городской черты Севастополя в районе Корабельной стороны и командование Севастопольского оборонительного района решило эвакуироваться из города на Северный Кавказ, парашютистов-спецназовцев было решено использовать для непосредственного обеспечения данной эвакуации.
В этот же день, 29 июня 1942-го, по приказанию командования СОР один из транспортных самолетов типа «ПС-84» («Ли-2») из числа прилетевших с боеприпасами после разгрузки был поставлен в отдельный капонир под строгую охрану парашютистов-спецназовцев. Экипаж этого транспортного самолета находился в постоянной готовности № 1 в самолете, как об этом свидетельствовал один из оставшихся в живых парашютистов—старший сержант В.Е. Гурин.
30 июня 1942 года парашютная группа особого назначения ВВС ЧФ под командованием старшего лейтенанта В.К. Квариани прибыла на 35-ю береговую батарею и здесь была переименована в группу особого назначения ЧФ («Группа 017»). Ее численность была доведена до роты за счет личного состава 35-й батареи и нескольких охранных подразделений.
На группу особого назначения были возложены охранные и комендантские обязанности внутри батареи и на Херсонесском аэродроме. А 30 июня 1942 года, после последнего заседания Военного совета флота и Приморской армии, принявшего решение о своем убытии на Северный Кавказ посредством самолетов и подводных лодок, перед группой были поставлены задачи по охране и сопровождению командиров и ответственных лиц с посадочными талонами на рейдовый причал для посадки на подводные лодки, а также по осуществлению охраны Херсонесского аэродрома во время прилетов транспортных самолетов и обеспечению соблюдения порядка при посадке по посадочным талонам в условиях нахождения там неуправляемой многотысячной вооруженной массы военных и гражданских лиц.
После завершения эвакуации командования СОР в течение дня 1 июля 1942 года произошло разделение парашютистов-спецназовцев примерно на две равные части. Одна группа, достав вместительную шлюпку и погрузив туда провизию, воду, боеприпасы, ушла в открытое море в направлении Северо-Кавказского побережья. Другая группа, оставшись на мысе Херсонес, приняла участие в проходивших там завершающих боях за Севастополь.
Среди оставшихся был и известный всей стране благодаря рассказу Леонида Соболева «Батальон четверых» Михаил Негреба. Во время последних боев на мысе Херсонес он был своего рода адъютантом полкового комиссара Бориса Михайлова, который остался на Херсонесском аэродроме после отлета последнего «Ли-2». Борис Михайлов до конца оставался истинным комиссаром, находился там, где было трудно. Возглавляя борьбу оставшихся на Херсонесе, он служил примером бесстрашия и мужества. Негреба, ставший свидетелем его героической гибели в бою, в дальнейшем рассказал о последних минутах жизни комиссара севастопольской авиагруппы ВВС ЧФ.
Еще один герой-парашютист из рассказа «Батальон четверых», Алексей Федорович Котиков, побывал во многих жарких схватках, получил за время войны 26 ранений, из них четыре тяжелых. Во время последних боев за Севастополь на мысе Херсонес товарищи видели его с гранатами в руках рядом с фашистским танком, который он подбил. Долгие годы его считали погибшим, но потом выяснилось, что этот герой, к счастью, все же остался жив.
В ходе последних боев за Севастополь на мысе Херсонес оставшимся там парашютистам-спецназовцам пришлось вступать в бой со своими немецкими «коллегами» из 6-й роты 2-го батальона полка спецназа «Бранденбург-800» и грузинской спецгруппы «Тамара». По этому поводу один из бойцов-парашютистов из группы особого назначения ЧФ Н. Монастырский позднее отмечал, что 1 и 2 июля 1942-го на Херсонесском аэродроме они вылавливали немецких диверсантов в форме матросов, которые подбивали одиночных бойцов стрелять по нашим самолетам, жечь боезапас, когда каждый патрон был на счету.
Другой боец этой группы старший сержант В. Гурин в своих воспоминаниях написал, что после подрыва батареи группы фашистов на шлюпках и катерах высадились на мысе с целью пленить командный состав. Фашисты были одеты в красноармейскую форму и сумели просочиться в район 35-й батареи, при этом внесли панику в ряды бойцов. Всю ночь шел бой и вылавливались десантники, а утром после рассвета они стали хорошо заметны благодаря своим выхоленным, гладко выбритым сытым лицам и наглым уверенным взглядам, в результате чего их быстро обнаружили и вскоре полностью ликвидировали. Их шлюпки и катера захватили счастливчики из бойцов, находившихся поблизости на берегу, которые затем их использовали для попытки самостоятельной эвакуации морем…

 

К. Колонтаев.

Фото https://pikabu.ru/

Другие статьи этого номера