В картинах Шишкина—Россия, её могучая краса!

Блокада Ленинграда: «...мы с нею слиты памятью и сердцем»

С природой одною он жизнью дышал!
Ручья разумел лепетанье
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье.

(Е. Баратынский).

 

Стихи Евгения Баратынского как нельзя лучше раскрывают смысл всего творчества великого русского живописца Ивана Ивановича Шишкина, который родился 25 января 1832 года в Елабуге—городе, уютно расположившемся вдоль реки Тоймы, впадающей в Каму, среди могучих вековых лесов. Пожалуй, ни один из русских живописцев не имел при жизни столько эпитетов, как Иван Шишкин. Его называли поэтом и кудесником леса, лесным богатырём, царём русского леса, стариком-лесовиком, лешим русской живописи.

 

Русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист, академик, профессор, руководитель пейзажной мастерской Императорской академии художеств родился в большой небогатой купеческой семье. Родители очень любили синеглазого с черными кудряшками сына. Увидев, что он рисует то палочкой на земле, то углем на плоском камне, подарили ему карандаш и тетрадки. Больше всего любил Ваня рисовать, сидя на пеньке в сосновом бору, золотые звездочки зверобоя, мохнатые листики тысячелистника, красные капельки земляники, родничок с хрустальными звонкими струйками. Любил бродить по сосновому бору.
В августе 1852 года Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния. Молодой художник был впечатлен полотнами маститых живописцев, которые наконец-то увидел воочию, и осознал, что душа его лежит к пейзажу. «…Пейзажист—истинный художник, он чувствует глубже, чище»,—писал он несколько позже в дневнике. «…Природа всегда нова… и всегда готова дарить неистощимый запас своих даров, что мы называем жизнью,—отмечал он там же.—Что может быть лучше природы?..» Богатство и разнообразие ее растительных форм увлекают Шишкина с первых же шагов в искусстве.
В 1856 году Иван отправился в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. Уже спустя три месяца после поступления он привлек к себе внимание профессоров натурными пейзажными рисунками и постоянно получал награды за свои работы. Приобретя вместе с третьей, то есть Большой золотой медалью, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников. Вдали от Родины художник тосковал, и только усердная работа отвлекала его от хандры.
После приезда на Родину в Шишкина словно вселились новые силы. Художник старается применить полученные навыки к изображению русской природы, много экспериментирует, пытаясь «нащупать» собственный путь в живописи.
«Утро в сосновом лесу»—одно из ярких произведений кисти Ивана Шишкина. Шедевр пропитан восхищением природы растительного и животного мира. На картине все смотрится очень гармонично. Зеленые, голубые и ярко-желтые тона создают эффект едва пробудившейся ото сна природы. На заднем плане можно увидеть яркие золотистые оттенки—это намек на пробивающиеся лучи солнца. Они придают картине торжественную атмосферу. По земле еще клубится туман, изображенный довольно реалистично, и если сосредоточиться на этой детали шедевра, то можно прочувствовать утреннюю прохладу.
На переднем плане мы видим поваленную с корнем сосну, на которую взбираются медведи. Они резвятся, вызывая положительные эмоции. Для них утро нового дня является настоящим праздником. Медвежата так добры и безобидны, словно приручены. Кажется, что они не способны на жестокость и совсем не хищны, несмотря на свою животную природу. Все знают картину «Утро в сосновом бору». Но не все знают, что медвежат нарисовал не Иван Шишкин, а его товарищ, художник Константин Савицкий. Последний заглянул в мастерскую, посмотрел на новую работу и сказал: «Чего-то здесь явно не хватает». Так возникла троица косолапых.
Главной формой выражения волновавших Шишкина замыслов всегда оставалась картина, с наибольшей полнотой он раскрывал в ней воодушевлявшие его идеи. Примером этого может служить работа «Рожь». С первого взгляда на это произведение хочется вдохнуть полной грудью—необыкновенный простор и воздух. Дорога, по обеим сторонам которой простираются жёлтые от поспевающих колосьев поля, разбросанные тут и там сосны, высокое голубое небо и облака вдали. Следуя своей манере, художник рожь, травы, деревья выписал тщательно и подробно, детализированно. Потому так ярко ощущение вытоптанной дороги, подсохшей травы. Погружение в тёплый аромат поля, лёгкий летний ветерок, ласковое шуршание колосьев зрителю гарантированы. Жёлтую рожь оттеняют величественные зелёные сосны—они выглядят мудрыми, пожившими, повидавшими многое на своём веку. Их ветви склонились будто под тяжестью лет. Также стоит обратить внимание на сухое погибшее дерево, от которого остались только ствол и сухие сучья. Есть две версии, почему художник изобразил здесь засохшее дерево. Одна из них—таким образом он хотел сделать более натуральным этот идеальный пейзаж, приблизить его к реальности. Другая—засохшим деревом Иван Иванович изобразил свои страдания, которые пережил после потери отца, жены и двоих детей. «Рожь» неизменно притягивает к себе зрителей. Имея явно русское и громкое звучание, картина часто экспонируется на значительных международных выставках.
Иван Иванович Шишкин от природы обладал огромным талантом самородка. Никто до него с такой открытостью не поведал зрителю о своей любви к родному краю. Это он передал миру живую красоту русских лесных пейзажей. Да как! С холстов великого художника на нас смотрит лес во всем своем великолепии.
Шишкин был человеком богатырского сложения: высокий, стройный, с широкой бородой и буйной шевелюрой, с зорким взглядом, широкими плечами и большими ладонями, едва помещавшимися в карманах. Современники говорили о Шишкине следующее: «Любая одежда ему тесна, дом ему тесен и город тоже тесен. Только в лесу он свободен, там он хозяин».
Смерть настигла художника неожиданно. Он скончался у мольберта 8 (20) марта 1898 года, работая над картиной «Лесное царство». По воспоминаниям ученика, работавшего с ним в то роковое утро, «он упал, как могучий дуб, сражённый молнией». Неумолимая смерть не оставила на лице его никакого следа: Иван Шишкин как будто спокойно заснул…
В России существует не менее десятка улиц Шишкина. В Санкт-Петербурге в честь него названа художественная школа. Но только в Елабуге установлен единственный в мире памятник великому живописцу в полный рост. Бронзовый монумент стоит на набережной реки Тоймы, неподалёку от мемориального Дома-музея Шишкина. Здесь же хранится первая из получивших известность картин—«Жатва». Иван написал её в юности, ещё до поступления в училище живописи. Долгое время картина считалась утраченной. Но 40 лет назад родовое гнездо Шишкиных начали восстанавливать, вскрыли полы и между перекрытиями обнаружили свёрток. Эксперты подтвердили подлинность картины, и «Жатва» осталась в том доме, где и была создана.
«Если дороги нам картины природы нашей дорогой и милой родины Руси, если мы хотим найти свои истинно народные пути к изображению ее ясного, тихого и задушевного облика, то пути эти лежат и через ваши смолистые, полные тихой поэзии леса. Корни ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их ничем и никогда оттуда не выкорчевать!»—писал в 1896 году Шишкину его коллега Виктор Михайлович Васнецов.

 

Т. Вегеш, библиотекарь отдела «Мир подростка» ЦГДБ им. А.П. Гайдара.

Другие статьи этого номера