Испытание «вербульдом», или Когда пора идти к логопеду?

Детские сады  будут работать по-новому

«Жалко» против «ашпуня»

С этой проблемой, наверное, рано или поздно сталкиваются все родители.
—Мама, мне жалко!—жалуется прибежавшая домой с улицы маленькая дочь.
—Кого тебе жалко, кошечку?—женщина делает вид, что не понимает.
—Нет, мне жа-л-ко!
—Что, жалко у пчелки?
—Нет! Мне ж-ал-ко… Ну, кофту сними!
Или другой пример:
—Папа, смотри: фербульд!—малыш показывает пальцем на стоящее в загоне животное. И переубедить его в том, что это верблюд, практически невозможно, так же, как и доказать, что голову моют шампунем, а не «ашпунем».
В общем, как утверждают специалисты, если вашему ребенку скоро пять, а у него по-прежнему во рту «каша», есть смысл показать его логопеду.

Тревожный звоночек для родителей

Появление речи у детей—один из важнейших показателей нормального развития. Именно поэтому все родители так ждут от своего малыша сначала гуления, затем лепета, первого слова и первых простых предложений. При этом каждый ребенок развивается в своем темпе.
Некоторые дети начинают произносить отдельные слова уже в семь-девять месяцев, но настоящий лепет начинается в возрасте около года. Поначалу у малыша будет небольшая коллекция слов, перемешанная с не поддающимся расшифровке щебетом. Но зато малыш уже хотя бы сможет что-то попросить, выразить словами свою радость или недовольство.
Кроме того, на речевом развитии сказывается множество факторов. Например, девочки обычно начинают говорить раньше, чем мальчики. А если в семье есть старшие дети, это тоже отражается на том, когда младшие начнут говорить. Иногда младшие братья и сестры начинают говорить раньше, а иногда, наоборот, позже (так бывает, когда старшие говорят за младших, а тем остается только помалкивать).
Но в любом случае к полутора годам словарный запас ребенка расширяется, в нем может быть уже около 50 слов. При этом нужно учитывать, что все дети разные и развиваются с разной скоростью, поэтому и их речевые способности могут отставать или опережать эти средние показатели. Кто-то произносит первые слова в 10 месяцев, кто-то—в год, кто-то в два уже вовсю болтает и рассказывает стихи, а кто-то только начинает говорить—все это варианты нормы. Но существуют общие критерии, по которым можно понять, что с ребенком не все в порядке.
Так, если у ребенка в 2,5 года бессвязная речь, скудный для его возраста словарный запас и в целом на протяжении нескольких месяцев речь не развивается и не усложняется, желательно показать его логопеду.
Бывает, что задержка речевого развития проходит самостоятельно. Это тот случай, когда ребенок молчал-молчал до двух с половиной лет, а потом резко заговорил. Но надо понимать: во-первых, это, скорее, исключение. Во-вторых, у таких детей, скорее всего, будут логопедические проблемы. Поэтому чем раньше вы придете с проблемой к специалисту, тем проще будет ее решить.

Чего ждать?

Большинство первых слов ребенка состоят из простых повторений слогов—«мама», «папа», «баба». Потом появляются односложные слова—«да», «нет», «еще», «пока» и т.д. Вы будете поражены тому, как быстро он будет запоминать более сложные слова и осмысленно ими пользоваться. Не переживайте, если вначале вам будет непросто понять детскую речь.
Специалисты считают, что разборчиво говорить дети начинают после четырехлетнего возраста. Поэтому если вашему малышу всего лишь два года, он имеет полное право очень нечетко произносить те, к примеру, 200 слов, которые знает.
Можно начинать беспокоиться, если ваш ребенок к 14-месячному возрасту не начал показывать на заинтересовавшие его объекты, не отзывается на свое имя к 15-месячному возрасту, не произносит отдельные слова к 16 месяцам, в его речевом развитии наступил регресс (то есть ребенок уже говорил и вдруг замолчал или как будто все забыл).

О чем расскажут «Л» и «Р»?

Звуки «л», «ль», «р», «рь» появляются позже остальных: в норме до 4,5 года у ребенка должны появиться все звуки, которые есть у нас в языке, кроме этих четырех. Если к пяти годам ребенок что-то не выговаривает (исключение—«л» и «р»), если вы видите, что его речь развивается и у него достаточный для его возраста словарь, то до четырех лет можно не водить его к логопеду. Беседуйте с ним, занимайтесь по возрасту, а уже в 4-4,5 года сходите на консультацию, если понимаете, что малыш неправильно произносит какие-то звуки. В этом возрасте ребенок уже не должен переставлять местами или пропускать слоги в словах, у него должны быть сформированы все падежные окончания. Конечно, единичные ошибки еще могут быть, но в целом речь должна быть правильной.
С проблемой сложных звуков к логопеду рекомендуется обращаться в возрасте 5-5,5 года. Первыми «встают» звуки «л» и «ль». На занятиях логопед займется постановкой и автоматизацией этих звуков и одновременно будет готовить артикуляционный аппарат для постановки звуков «р» и «рь», то есть тренировать мышцы, язык, щеки и формировать воздушную струю.
Возможно, что «р» и «рь» сами «встанут» на фоне такой артикуляционной гимнастики, но чаще всего приходится заниматься постановкой этих звуков.
Как правило, если до шести лет эти звуки не появляются, у ребенка останется нарушение звукопроизношения. Допустим, звук «р» может быть горловым, как у французов, либо «р» заменяется на «л». Исправить эти звуки во взрослом возрасте уже сложнее. Именно поэтому лучше приходить заранее, чтобы к школе у ребенка точно все было хорошо.
Конечно, родители могут и должны сами заниматься с ребенком: много общаться, вместе читать, использовать специальные пособия. Но «поставить» звуки без специальной подготовки им будет очень сложно. К тому же, если не сформировать звукопроизношение до школы, то это отразится на письменной речи и чтении. Поэтому старайтесь не пускать проблему на самотек.

Подготовила Елена ИВАНОВА.

Другие статьи этого номера