20 октября 1995 года Совет судей Российской Федерации принял постановление о созыве IV Всероссийского съезда судей.
16 октября 1996 года Совет судей Российской Федерации отклонил попытки перенести съезд судей на 1997 год и принял решение провести IV Всероссийский съезд судей 3-5 декабря 1996 года, считая его чрезвычайным из-за отсутствия финансирования на содержание и работу судов, что влекло за собой фактическое прекращение судами осуществления правосудия.
IV (чрезвычайный) Всероссийский съезд судей состоялся 3-5 декабря 1996 года в Москве в Парламентском центре.
Из приветствия президента Российской Федерации Бориса Ельцина к участникам IV Всероссийского съезда судей:
«…рассматриваю ваш съезд как одно из самых значимых событий нынешней российской общественной жизни. Очень надеюсь, что он даст сильные импульсы судебной реформе, развитию правовой культуры, привлечет внимание России к проблемам судебной власти. Тем более что укрепление ее авторитета во многом определит судьбу всей российской государственности.
Знаю, что еще не все представители законодательной и исполнительной власти воспринимают суд и судей как одну из составных частей конституционного механизма власти. Это крайне негативно сказывается и на финансировании судебной системы, и на исполнении судебных решений. Не сомневаюсь, пройдет не так много времени, и мы переломим сегодняшнее совершенно недопустимое отношение к судебной власти. Со своей стороны не пожалею усилий для этого».
Из доклада председателя Совета судей Российской Федерации Ю. Сидоренко:
«…перед новым составом Совета будут стоять три основные стратегические задачи:
Первая. Сохранение федеральной системы судов и ее развитие.
Вторая. Изменение принципа финансирования судебной системы и установление контроля со стороны судей за судебным бюджетом.
И третья. Практические мероприятия по созданию Судебного департамента и контроль за его деятельностью. Именно судьи, а не чиновники должны определять политику в области административного управления судами, осуществлять контроль за повседневной работой судов внутри судебной системы, контроль над обучением судебной деятельности, контроль за помещениями и средствами обслуживания в судах, контроль над дисциплиной судей внутри судебной системы, контроль над смещением судей с должности, контроль над правилами судопроизводства в судах, контроль над бюджетом судебной системы.
Только при условии осуществления этих принципов можно говорить о независимой судебной власти. В связи с этим новому составу Совета судей предстоит совершенствовать свою работу, брать на себя новые функции, а съезду предстоит сформулировать новые задачи».
Из выступления председателя Верховного суда Российской Федерации В.М. Лебедева:
«…Мы с вами должны проанализировать и установить причины, почему же сегодня не только судебная реформа приостанавливает свои темпы, но и даже приостанавливается деятельность судов.
Главная причина—в неудовлетворительном финансировании судов. Необходимо в быстрые сроки создать Судебный департамент при Верховном суде РФ и, кроме того, принять закон о механизме исполнения ст. 124 Конституции РФ. Ну и конечно же, уважаемые коллеги, не может быть разговора о части защищенного бюджета судов—весь бюджет судов должен быть защищен. Иначе получается парадоксальная ситуация, когда судьи получают зарплату, но не имеют денег на защиту прав и свобод граждан на осуществление правосудия.
Еще одна проблема, на которой я хотел бы остановиться, это законодательное обеспечение деятельности судов. Закон о судебной системе, который имеет драматическую судьбу, но сегодня заредактирован, и поэтому с некоторыми редакционными положениями этого проекта закона, наверное, действительно можно спорить, можно критиковать, но его надо принимать. Этот закон даст нам сразу разрешение трех направлений в нашей деятельности.
Самое главное—укрепление российской государственности, признание всех судов России, действующих судов, федеральными, и судей тоже федеральными и, соответственно, будет определен законодательно их статус. Будет введен институт мировых судей, который в значительной мере сократит нагрузку, которую имеют наши суды. И, конечно же, это вопросы обеспечения деятельности судов, это Судебный департамент при Верховном суде РФ».
С докладами по вопросу «О состоянии судебной системы и прогнозе ее развития» выступили также председатель Высшего арбитражного суда Российской Федерации В.Ф. Яковлев, министр юстиции Российской Федерации В.А. Ковалев.
В итоге съезд судей Российской Федерации поддержал принятый Государственной Думой федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и попросил Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить этот федеральный конституционный закон.
Информация подготовлена на основе материалов, опубликованных на официальном сайте Совета судей Российской Федерации.