3 февраля царь Иван Грозный учредил опричнину.
В самом конце 1564 года Иван Грозный выехал из Москвы, не сказав, куда, и остановился за Троице-Сергиевым монастырём в Александровской слободе. Оттуда в январе 1565 года он прислал в Москву грамоту, извещая, что оставил своё царство из-за боярской измены. Москвичи, отправив к царю посольство с духовенством во главе, просили его не покидать царства. Иван согласился остаться во власти только с условием, что ему не будут мешать «класть свою опалу» на изменников, а иных и казнить, а ему самому учинить себе «опричнину»: «…двор ему себе и на свой обиход учинити особной». Так была учреждена знаменитая опричнина.
Иван основал себе новый «двор»: построил новые дворцы (между прочим, в Александровской слободе); подобрал новый штат придворных и прислуги; отобрал себе новую тысячу дворян (подобно тому, как в 1550 году была отобрана тысяча дворян в Москве); наконец, для содержания нового двора взял себе «в опричнину» несколько городов и волостей, из которых ему шли деньги и запасы «на его обиход». Люди, вошедшие в опричнину, получили в народе название опричников; сам же Иван называл их «дворовые».
Опричнина начала действовать. Цель её состояла в том, чтобы отнять всякую силу и значение у той княжеской аристократии, которая образовалась в Москве из потомства удельных князей и считала себя как бы соправительницей государя. Испытав на себе властолюбие своих бояр, царь Иван счёл их изменниками и, не довольствуясь опалой отдельных лиц, задумал обезвредить всё боярство. В своём новом «дворе», куда он не пустил «изменников-бояр», царь получил силы и средства для действий против них.
Опричнина была жестокой, разорила многих людей. Действия опричников совершались с чрезвычайным зверством. Наблюдая необычайную жестокость царя и его странные выходки, народ не понимал его и говорил, что царь «играл божьими людьми», порученными ему Богом, нелепо раздвоил своё царство на две половины и одной половине (опричникам) заповедал другую грабить и убивать. При этом, однако, подданные не считали Ивана больным или умалишённым человеком; напротив, о Грозном говорили, что он был «муж чудного рассуждения»; грозного царя народ славил в своих песнях.
Цель, которую поставил перед собой Иван Грозный, устраивая опричнину, была достигнута. Княжеская аристократия была разгромлена и унижена; старые удельные вотчины князей перешли к государю и были обменяны на другие земли. Но опричнина, несомненно, привела к разорению государства, потому что разрушила хозяйственный порядок в центральных московских областях, где были сосредоточены князья с их удельными вотчинами. Народ охотно шёл на окраины государства, где не было ужасов опричнины, а от этого пустели центральные области. К концу царствования Грозного они достигли запустения до такой степени, что с них царь не получал уже ни ратных людей, ни податей. У Грозного не стало войска и средств, что и заставило его бесславно окончить шедшие тогда войны с Литвой и Швецией. Таковы были результаты опричнины. В 1572 году Иван Грозный отменил опричнину; более того, он даже запретил под страхом смертной казни само упоминание этого слова.
И. Кузнецова,
заведующая библиотекой-филиалом № 1 ГБУК Севастополя «РИБС».