Севастопольским педагогам не доплачивают за сопровождение детей в школьных автобусах. С этой проблемой они обратились к парламентариям. На совещании в заксобрании департамент образования предложил изменить уставы учреждений, включив в перечень услуг пункт об обеспечении перевозки учащихся. Но пока, по официальным данным, в перевозке участвует 161 педагог. Некоторые—совершенно бесплатно. Хотя в ряде других регионов России этот вопрос давно решен.
Школьные автобусы не могут возить детей без специального сопровождающего. Это прописано в нормативных документах к школьным перевозкам. Ответственность у педагогов немаленькая, поэтому для них разработана специальная инструкция. В ней, например, сказано, что сопровождающий должен «заботиться о безопасности детей во время посадки, высадки и движения школьного автобуса; уметь оказать первую помощь; знать порядок действий при возникновении ДТП» и т.д. Кстати, и вставать приходится еще раньше, чем обычно, что само по себе—огромный минус.
Региональные парламентарии в очередной раз собрались на заседание по этому вопросу, заодно пригласив и представителей департаментов образования, транспорта и финансов. Поводом к рассмотрению послужило обращение педагогической общественности, взволнованной тем, что дополнительная нагрузка по сопровождению учеников в школьных автобусах легла на плечи педагогов и сотрудников учебных заведений, а работа не оплачивается.
—Перевозку школьников осуществляют 14 севастопольских школ по 51 маршруту. В перевозках участвует 161 работник общеобразовательных организаций,—отметила председатель комитета по образованию, науке, культуре и спорту Елена Глотова.—Такого рода обязанности нигде нормативно не закреплены, ни к одной должности они не относятся. Соответственно, оплата труда по данному виду обязанностей не определена. Таким образом, педагоги и сотрудники сферы образования, задействованные в этой работе, делают это бесплатно или получают оплату эпизодически.
На юридических форумах время от времени появляются вопросы от педагогов, которым «забыли заплатить» за дополнительную нагрузку. Юристы отвечают, что «это дополнительные обязанности, и если они не закреплены в должностных инструкциях или трудовых договорах, то это выполнение дополнительных функций, которые должны оплачиваться». Кроме того, сопровождение детей в школу и из школы должно быть прописано в уставе образовательного учреждения или на его основе должны быть разработаны внутренние локальные акты—положение о сопровождающем и т.п.
Впрочем, в последние годы таких обращений стало совсем немного. По всей вероятности, школы в регионах эту проблему уже решили. А на сайтах, предлагающих вакансии, есть и такие: «Требуется сопровождающий в школьный автобус. Химки. Требования: работа—2 часа утром (с 7 до 9) и 4 часа вечером (с 16 до 20). Необходимо сопровождать школьников в школьном автобусе, вести координацию с родителями через чат WhatsApp, производить посадку и высадку детей, осуществлять коммуникацию с родителями и педагогами. Обязательная вакцинация от COVID, медкнижка, справка об отсутствии судимости».
Зарплата—30 тысяч! Поменьше сопровождающим платят в Тюмени. Вакансия открыта. Зарплата—19 тысяч рублей. Правда, некоторые учителя (в основном из небольших поселений) пишут на форумах, что им доплачивают за сопровождение чуть более тысячи рублей в месяц. Вот такая несправедливая разница. В общем, все зависит и от региона, и от самой школы.
В Севастополе по итогам заседания департамент образования предложил изменить уставы образовательных учреждений, включив в перечень услуг пункт об обеспечении перевозки учащихся. Это позволит предусмотреть возможность платить за сопровождение детей из собственного фонда оплаты труда.
—Первый этап этих изменений—по внесению изменений в уставы—департамент готов провести до 20 февраля. Нас смущает в таком подходе то, что дополнительного финансирования учебные заведения не получат. То есть им придётся изыскивать эти средства из сформированного фонда оплаты труда,—подчеркнула Елена Глотова.
Глава комитета добавила, что этот вопрос депутаты будут держать на контроле. Сразу после внесения изменений законодатели планируют провести ещё одно расширенное заседание, чтобы обсудить эффективность принятых мер. Кроме того, депутаты направят обращение в Министерство труда с просьбой разъяснить, есть ли возможность классифицировать сопровождающего как «работника по уходу и присмотру за детьми» или «помощника учителя». И уже тогда, по словам Елены Глотовой, парламентарии предложат правительству «увеличить штатные единицы» в тех школах, которые используют школьные автобусы. А заодно попросят выделить дополнительное финансирование.
Кстати, водители школьных автобусов, мягко говоря, в роскоши тоже не купаются. В конце декабря время решить проблему с низкой зарплатой водителей школьных автобусов потребовал глава исполкома ОНФ Михаил Кузнецов.
—Один из вопросов, которые мы собираемся решить в скором времени,—это проблема заработной платы водителей школьных автобусов,—заявил Михаил Кузнецов.—Это нас очень беспокоит, так как уже поступило много обращений. Знаете, сколько в среднем получает водитель школьного автобуса в регионе? Региональный МРОТ для специалистов данной категории составляет 12-16 тыс. рублей!
Он также пояснил, что зачастую школьные водители одновременно работают в учебных заведениях, а также сантехниками, электриками и слесарями. К тому же это в основном граждане предпенсионного возраста.
В Севастополь в 2022 году должно поступить еще пять новых школьных автобусов и в следующем году—тоже пять. Школьные автобусы по распоряжению президента обновляются по всей стране. На их закупку Кабмин будет направлять 10 млрд рублей ежегодно. Машины должны быть только российского производства.
Анна БРЫГИНА.
Фото nts-tv.com