Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 11o

Оперные вечера в Севастополе

Зал аплодировал стоя! Лица зрителей единодушно выражали удовольствие, полученное от оперного вечера. А те, кому адресованы аплодисменты, неоднократно, подобно волне за волной, накатывались из глубины театральных подмостков на авансцену, желая забрать с собой у...

Зал аплодировал стоя! Лица зрителей единодушно выражали удовольствие, полученное от оперного вечера. А те, кому адресованы аплодисменты, неоднократно, подобно волне за волной, накатывались из глубины театральных подмостков на авансцену, желая забрать с собой у зрителей все подаренное ими. Такая благодарность—это счастье для каждого артиста или творческого коллектива. Вот таким счастьем одарил Севастополь всех участников четвертого представления из цикла «Оперные вечера в Севастополе» Севастопольского государственного театра оперы и балета, прошедшего 24 января сего года в Севастопольском академическом русском драматическом театре им. А.В. Луначарского.

 

«Опера перемен: реформы композиторов Вены XVIII—начала XIX в.»—так назывался четвертый рассказ-концерт из оперного цикла, включающий в себя десять своеобразных театральных остановок на огромном историческом пути—от зарождения оперы до её современного состояния. Кристоф-Виллибальд Глюк (1714-1787), Франц Йозеф Гайдн (1732-1808), Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791), Антонио Сальери (1750-1825) и Людвиг ван Бетховен (1770-1827)—венские музыкальные корифеи, ставшие главными героями прошедшего январского оперного вечера.
Представляя важнейший период развития мировой музыкальной культуры—классицизм, каждый из них внес свой неповторимый вклад не только в оперное искусство, но и в инструментальные, вокальные и другие смешанные жанры, без которых трудно представить дальнейшее развитие мировой музыки. Оперное представление стало своеобразной ретроспективой классического периода в музыкальной культуре Вены XVIII—начала XIX в. И оно стало чрезвычайно интересным.
Началась программа вечера произведениями К-В. Глюка, который своей оперой «Орфей и Эвридика» положил начало реформе этого жанра, направленной на достижение органичного слияния музыки и драмы. А далее, увлекательно проведя слушателей через творчество Ф.Й. Гайдна, В.А. Моцарта, А. Сальери, лектор-музыковед Татьяна Миткалёва очень искусно подвела к «Фантазии для фортепиано, хора и оркестра» ор. 80 Л. Бетховена, которая была исполнена 22 декабря 1808 года. Фрагментом этого монументального произведения в исполнении всех участников театрального действа завершилась очень насыщенная и познавательная программа оперного вечера.
Следует отметить, что в этом произведении впервые использована ранняя версия темы, которую Бетховен в расширенном виде использовал в финале своей Девятой симфонии со словами «Оды радости» Ф. Шиллера. Эта музыкальная тема Людвига ван Бетховена и стала связкой того далёкого времени с нашим сегодняшним днём. Именно она лежит в основе гимна Европейского Союза и Совета Европы, комитет министров которого официально объявил Европейский гимн 19 января 1972 года в Страсбурге. Основанный на главной теме четвёртой, финальной части Девятой симфонии Бетховена, он в инструментальном изложении до сегодняшнего дня исполняется на официальных мероприятиях обеими организациями Европы.
Вот таким монументальным и совершенно современным финалом завершилась четвертая лекция-концерт «Опера перемен: реформы композиторов Вены XVIII—начала XIX в.» Севастопольского театра оперы и балета из цикла «Оперные вечера в Севастополе». Эта, очень важная тема интересна тем, что она подготовила следующую эпоху в мировой музыкальной культуре, появившейся в Германии,—эпоху романтизма.
Всё это увидели и услышали севастопольцы, которые горячо аплодировали настоящей, полноценной классике, пережившей не одно столетие. Аплодировали замечательным исполнителям, донёсшим шедевры творцов прошлого до сердец современных севастопольцев.
С удовольствием хочется представить прекрасных исполнителей замечательного театрального спектакля—артистов Камерной сцены им. Б.А. Покровского Большого театра России: Татьяну Конинскую (сопрано), Валерия Макарова (тенор), Александра Полковникова (баритон) и артистку МАМТ им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Евгению Афанасьеву (сопрано); концертмейстера МОП Большого театра России Сергея Константинова (ф-но). Особо следует отметить струнный квартет в составе артистов оркестра Камерной сцены им. Б.А. Покровского Большого театра России: Олега Полежаева (скрипка), Анну Кулебакину (скрипка), Георгия Янковского (альт), Ирину Жолудеву (виолончель), который не только представлял в программе сольные номера, но и стал своеобразным оркестром, обеспечивая успех всем солистам.
Низкий поклон Татьяне Миткалёвой, режиссёру-постановщику и ведущей лекции-концерта, а также Марии Уваровой—автору идеи, концепции и куратору курса. Сердечные слова благодарности от имени зрителей выражаем Андрею Уварову, народному артисту России, заместителю директора Севастопольского государственного театра оперы и балета, обеспечившему реализацию этого замечательного проекта.
Главные достоинства цикла «Оперные вечера в Севастополе»—системность и последовательность раскрытия исторических тем с «живыми» музыкальными иллюстрациями, благодаря чему зрители и слушатели видят и слышат эволюционный процесс развития мировой оперы в её временном пространстве и приобретают первичные знания об искусстве этого музыкально-театрального жанра. Несомненным достоинством является и то, что всё действие музыкального рассказа построено по оперному принципу сквозного развития.
Игровые мизансцены выстроены в стиле и характере предлагаемых концертных номеров и их персонажей. Использование пространства как сценического, так и зрительного зала в сочетании со сквозным действием создавало динамику развития как всему представлению, так и яркому индивидуальному восприятию каждого музыкально-сценического образа и их исполнителей. Приятно отметить, что все певцы были равноценны по своим профессиональным качествам, проявляя при этом индивидуальные артистические и исполнительские особенности.
Необходимо подчеркнуть универсальную артистичность каждого солиста в создании разнохарактерных вокально-сценических образов. Так, прекрасный Парис («Парис и «Елена» Глюка), соблазнитель Дон Жуан («Дон Жуан» Моцарта), птицелов Папагено («Волшебная флейта» Моцарта), несмотря на образные различия, ярко и убедительно звучали в исполнении Александра Полковникова. Восторг зрительного зала своей разнохарактерностью вызвала Евгения Афанасьева в представлении образов Сивены («Китаянка» Глюка), горничной Сюзанны («Свадьба Фигаро» Моцарта), возлюбленной Папагены («Волшебная флейта» Моцарта).
Покорила слушателей своим голосом, вокальной техникой, а также актёрской игрой Татьяна Конинская, создавая образы Клариче («Лунный мир» Гайдна), Графини («Свадьба Фигаро» Моцарта), донны Анны («Дон Жуан» Моцарта). В этой связи следует отметить обширный вокально-исполнительский диапазон Валерия Макарова. Он был убедителен во всех своих перевоплощениях—как в ариях молодого крестьянина Лукаса в оратории «Времена года» Й. Гайдна, мистера Форда в комической опере «Фальстаф» А. Сальери, так и в поэтически возвышенном образе в «Аделаиде» Л. Бетховена.
Несомненным достоинством следует отметить и то, что севастопольские слушатели впервые прикоснулись к редко звучащим операм К-В. Глюка («Китаянка», «Парис и Елена»), Й. Гайдна («Лунный мир»), А. Сальери («Фальстаф»), причём, что очень важно, в живом исполнении, а не в звукозаписи. Достоинством является и то, что вокальная и инструментальная музыка звучала без какого-либо усиления, дав возможность зрителям услышать чистые, природные голоса исполнителей с их индивидуальным тембром.
В завершение хочется вернуться к имени К-В. Глюка с надеждой на то, что при открытии Севастопольского театра оперы и балета горожане смогут познакомиться с полноценным оперным произведением композитора. Ведь в числе его реформаторских опер есть сочинение, события которого происходят в наших крымских краях,—«Ифигения в Тавриде». Этим спектаклем может открыться новый очаг культуры, он может стать фирменным спектаклем единственного оперного театра на земле древней Тавриды.

 

А. Костенников, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов России и Союза журналистов России, председатель Общественного совета при департаменте культуры Севастополя.

Фото Ю. Блоцкой.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ