Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 12o

Обман на кассе: с какими подвохами сталкиваются покупатели?

«Золотая» колбаса Есть ли у вас привычка просматривать чек после совершенной покупки? По личному опыту знаю, что, если делать это хотя бы время от времени, можно узнать много любопытного о том, как покупателей обманывают...

«Золотая» колбаса

Есть ли у вас привычка просматривать чек после совершенной покупки? По личному опыту знаю, что, если делать это хотя бы время от времени, можно узнать много любопытного о том, как покупателей обманывают в наших супермаркетах. Бывало так, что мне и лишний товар, которого я не покупала, в чек добавляли (штрих-код на чипсы-«невидимки» лежал у кассира под рукой), и дважды одну и ту же покупку пробивали, и коробок спичек по цене целой упаковки продавали. В общем, бывало всякое, но последний случай все же удивил: в чеке 520 рублей за полукилограммовую палку копченой колбасы выглядели явным перебором.
—Извините, 520 рублей—цена за килограмм, а вы мне полкило копченой колбасы по такой цене пробили,—обращаюсь к кассиру.
—Ой, это мы недавно переоценку делали,—взяв в руки чек, поясняет кассир.—А вы не хотите еще одну палку такой же колбасы взять?
Покупать колбасу расхотелось. Кассир принесла бланк возврата, после заполнения которого 520 рублей мне вернули. Кстати, на эти деньги купила курицу в соседнем торговом павильоне, которая обошлась всего в 300 рублей. В общем, инцидент был исчерпан, но осадочек все же остался.

 

Акция, да не та

Как утверждают в «Роскачестве», самый частый подвох, который может встретиться в кассовых чеках,—это несоответствие итоговой стоимости товара ценнику в торговом зале. Кроме того, нередко неприятным сюрпризом для покупателя становятся включение в чек лишнего товара и якобы случайное дублирование одного и того же продукта. Такие подвохи в кассовых чеках чаще всего встречаются в продовольственных магазинах и супермаркетах, потому что именно там потребители массово закупают продукты, а в длинном чеке обнаружить лишние суммы или товары сложнее.
Так, многим наверняка знакома ситуация, когда товар вроде бы должен быть по акции, однако на кассе выясняется, что, увы, предложение больше недействительно, а ценник просто забыли поменять. Но, несмотря на подобные аргументы, покупатели не обязаны переплачивать, утверждают специалисты.
По словам юриста Яны Бондаренко, товар приобретается по той цене, которая указывается на ценнике. Соответственно, потребитель, увидев в чеке другую цену, имеет полное право потребовать, чтобы ему сделали перерасчет и вернули деньги, либо он откажется от покупки. И абсолютно неважно, закончилась акция или нет, а работники магазина не успели поменять чек: к моменту прихода потребителя ценники должны быть с актуальной ценой. Если закончилась акция, потребителя это не касается, так как он ориентируется на ту информацию, которая указана на ценнике.
Такие действия магазина являются нарушением Административного кодекса и подпадают под первую часть статьи 14.7 КоАП РФ «Обман потребителей», которая гласит: обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, на должностных лиц—от 10 тыс. до 30 тыс. рублей, а на юридических—от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.
При обнаружении в чеке товара, пробитого по другой цене, специалисты советуют потребовать у кассира заменить стоимость на указанную в ценнике или вернуть деньги. Если продавец отказывается, попросите вызвать администратора или директора магазина и сообщите ему о проблеме. Ссылайтесь на закон РФ «О защите прав потребителей» и ст. 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Ну а чтобы магазин оштрафовали, покупателю необходимо будет обратиться в «Роспотребнадзор».
Впрочем, как показывает опыт, мало кто готов судиться ради акционной цены, а кроме суда у потребителя сейчас каких-то реальных механизмов отстаивания своих прав нет. Единственное, что можно предпринять, так это больше в магазин-обманщик не ходить и рассказывать всем знакомым о произошедшем. Или же продолжать покупать здесь товары, но тщательно проверять чек на кассе.
Кстати, бывают случаи, когда кассиры используют условия акции в личных целях. Например, при акции «1+1», когда два товара продаются по цене одного. Покупатель не знает об этой акции и приносит на кассу один товар. Кассир молчит про акцию «1+1», но в чек вносит две единицы товара. Покупатель оплачивает полную стоимость, а продавец берет себе второй оплаченный товар.
Порой бывает и такое, что человеку случайно пробивают на кассе два товара вместо одного. Чтобы избежать лишних трат, специалисты советуют не терять бдительности на кассе и внимательно следить за тем, чтобы продавцы сканировали продукты аккуратно во избежание технических ошибок.
Необходимо прислушиваться к звуковому сигналу, который идет во время сканирования,—он специально был для этого разработан инженерами. Если обнаружили лишний товар в чеке, то, не отходя от кассы, нужно попросить кассира проверить правильность расчета и вернуть деньги за товар, который вы не покупали.
А вот если оплошность продавца обнаружится только дома, то теоретически вернуть деньги возможно. Но сделать это будет намного сложнее, потому что магазин должен будет проверить, сколько у них по факту товара находится и сколько было реализовано по данным кассы. И только если будет расхождение, то правоту покупателя подтвердят.
Кстати, лишний товар в чеке порой оказывается не случайно. Если вы уверены в том, что кассир пробил дважды один товар намеренно, необходимо вызывать директора магазина. И если он не работает с продавцом в доле, ему выгодно выявить, что у него на кассе работает мошенник, поэтому такую жалобу всегда удовлетворят, даже если вы обнаружили обман уже дома. В магазине есть много камер, по которым всегда можно установить, что вы берете, допустим, одну упаковку йогурта, а не две. А время покупки и номер кассы легко установить по чеку.

 

Как отстоять свои права?

Согласно законодательству о защите прав потребителей, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о цене товара (ст. 10 закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей, п. 3 правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 31.12.2020 г. № 2463), информируют специалисты «Роспотребнадзора».
Цена на ценниках должна быть в наличии в обязательном порядке, и она является существенным условием договора. Информация, указанная на ценнике, значима, так как именно она позволяет потребителю сделать выбор из имеющегося аналогичного товара.
Если покупателю пробивают на кассе товар по совершенно другой цене, как правило, больше указанной на ценнике, он имеет полное право требовать продать его по той цене, которая указана на ценнике.
Покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи (п. 1 ст. 500 ГК РФ).
При выявлении несоответствия цен на ценниках и чеках рекомендуется придерживаться следующего алгоритма.
Во-первых, зафиксируйте информацию о цене, размещенную на ценнике (это потребуется для использования в качестве доказательства в случае возникновения спора с продавцом). Для фиксации информации о цене товара: сфотографируйте ценник; в присутствии свидетелей пригласите представителя продавца к месту размещения ценника товара, чтобы зафиксировать разницу в ценах между чеком и ценником (в случае возникновения спора в подтверждение условий договора розничной купли-продажи вы вправе ссылаться на свидетельские показания—ст. 493 ГК РФ).
Во-вторых, предъявите претензию продавцу. Сразу после покупки потребуйте у кассира пригласить уполномоченного представителя продавца и устно предъявите ему претензию. В случае отказа в удовлетворении устной претензии предъявите продавцу письменную претензию. Вы вправе указать в ней одно из следующих требований: о возврате разницы в цене товара между чеком и ценником (ст. 1102 ГК РФ); в разумный срок отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков в связи с непредоставлением возможности незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (п. 1 ст. 12 закона от 07.02.1992 года № 2300-1). При определении разумного срока необходимо принимать во внимание срок годности товара, сезонность его использования, потребительские свойства и т.п. (п. 36 постановления пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 года № 17).
При отказе продавца в удовлетворении претензии покупатель вправе обратиться в суд и (или) в уполномоченные органы для привлечения организации к административной ответственности.
В суд можно обратиться со следующими исковыми требованиями к продавцу: о взыскании неосновательного обогащения в виде разницы в цене товара между чеком и ценником (п. 1 ст. 1102 ГК РФ); о расторжении договора розничной купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы (п. 1 ст. 12 закона от 07.02.1992 года № 2300-1).
Для привлечения организации к административной ответственности покупатель может обратиться в межрегиональное управление «Роспотребнадзора» по Республике Крым и Севастополю и его территориальные отделы с заявлением, приложив к нему предварительную жалобу, ответ магазина на жалобу (при наличии), фотографию ценника и чека, по факту нарушения продавцом правил продажи отдельных видов товаров.
В любом случае потребителям, которые столкнулись с нарушением своих прав, специалисты советуют не оставлять это без последствий. Указанное нарушение является основанием для привлечения продавца к административной ответственности согласно КоАП РФ.

 

Подготовила Елена ИВАНОВА.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ