Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 12o

«Стерегущий», или Мужская работа

На одной из моих книжных полок хранится книга «Господа офицеры!..» известного курского писателя Александра Харитановского, причём с автографом: «Уважаемому Вячеславу Степановичу Жидких—энтузиасту-историку русского кораблестроения. Искренне от автора! А. Харитановский». Понимаю, что звания историка не...

На одной из моих книжных полок хранится книга «Господа офицеры!..» известного курского писателя Александра Харитановского, причём с автографом: «Уважаемому Вячеславу Степановичу Жидких—энтузиасту-историку русского кораблестроения. Искренне от автора! А. Харитановский». Понимаю, что звания историка не заслуживаю, поэтому и стараюсь хотя бы иными делами (в меру своих сил, способностей и возможностей) помогать нашему совету ветеранов ВМФ Курска, а также коллегам-судомоделистам и знакомым патриотам флота. И первой совместной работой с советом ветеранов ВМФ была установка мемориальной доски на главном фасаде Михайловского храма, в котором когда-то крестили младенца Сашу Сергеева—будущего героя русско-японской войны, командира легендарного миноносца «Стерегущий»!

 

В середине 90-х годов я получил неожиданное послание из Керчи от Александра Николаевича Бадякина. В письме мой визави просил постараться найти в книжных магазинах только что вышедший из печати исторический роман Александра Харитановского «Господа офицеры!..», повествующий о подвиге экипажа миноносца «Стерегущий» в самом начале русско-японской войны. Александр Бадякин случайно увидел эту книгу, а так как он собирал материалы по русским и советским эсминцам, то загорелся желанием и для себя приобрести новинку, напечатанную в Курске…
Вот и послужило путеводной звездой давнее письмо, с которого и началась потом интересная и неординарная работа (сопряженная не только с использованием моего профессионального опыта, но прежде всего—гражданского долга), позвавшая и увлекшая меня в мир героических деяний моряков-курян—как ныне здравствующих, так и сложивших свою удалую голову в годы военных лихолетий, коих у нашей страны было ох как много!..
Вскоре я познакомился и с автором упомянутого исторического романа—Александром Александровичем Харитановским, а чтобы не беспокоить его семью дома, встречался с ним во время перерыва в институте «Курскгражданпроект» (где я работал руководителем архитектурной группы) или в 4-м отделении связи на улице Садовой, так как писатель жил чуть выше—на ул. Ленина. Я просил его сделать дарственную надпись на книгах, приобретенных мною для коллег. И, надо отдать должное маститому автору, несмотря на большую занятость, он всегда находил время для этого. Уже и не вспомню, сколько книг я разослал в отдаленные от Курска города (Москву, Архангельск, Мурманск, Североморск, Таллинн, Ригу, Ленинград, Харьков, Донецк, Николаев, Одессу, Севастополь, Красноярск, Комсомольск-на-Амуре, Владивосток и др.). И это был мой первый в содружестве с известным писателем весомый вклад в пропаганду героической истории нашей страны!
По просьбе Александра Бадякина в середине апреля 1995 года отправил в Ленинград ещё две книги «Господа офицеры!..»—известному историку флота Вадиму Юрьевичу Усову, а 10 мая уже читал ответное письмо:
«Здравствуйте, Вячеслав Степанович! Получил вашу бандероль с книгами—большое спасибо за них, а также за поздравление с Днем Победы. Примите и мое! Здоровья, счастья вам и, несмотря ни на что, всех благ и достижений!
Как сейчас помню: 9 мая 1945 г. около 8 утра входят в Неву эсминцы «Вице-адмирал Дрозд», «Свирепый», «Славный», «Сильный», «Страшный», «Сторожевой», прямо на ходу (вопреки традициям) поднимая флаги расцвечивания, и становятся на якорь, а не на бочку!
Кто бы из моих сверстников-блокадников, участников обороны Ленинграда, мог даже подумать, что доживем до 50-летия Победы!..
Вот только снимать корабли на Неве запрещали аж до начала 70-х. А я парады кораблей помню с 1934 года…»
Вадим Усов учился в Высшем военно-морском инженерном училище имени Дзержинского (которое окончил в 1949 г.), и из окна ротного помещения смог увидеть вход в Неву эсминцев в тот незабываемо-радостный день. Слова бывшего курсанта очень созвучны с теми, которые как-то произнесла моя мама—Евгения Наумовна Жидких (в девичестве Шаламова). И хотя она не была в блокадном Ленинграде и ее боевой путь проходил со 2-й Воздушной армией—от горящего Старого Оскола и разрушенного Воронежа, через нашу многострадальную Курскую область и Огненную дугу до Венгрии и Австрии,—видеть ужасы войны и быть под фашистской бомбежкой приходилось ей довольно часто. А учитывая количественное и качественное превосходство техники противника в первые месяцы и даже годы войны и потери, которые мы тогда несли, можно понять, почему однажды, вспоминая о том страшном времени, мама произнесла точно такую же фразу: «Да разве ж мы думали тогда, что останемся живы и доживем до Победы!..»
Могу представить себе незабываемую картину из истории Ленинграда, рассказанную Вадимом Усовым (по всей вероятности, киносъемка в тот волнующий момент не велась): кильватерная колонна изумительно красивых по своей архитектуре и динамичному силуэту двухтрубных эсминцев проекта «7У» (или «семерок», говоря флотским языком), втягивается в Неву. Стремительно, словно стаи вспорхнувших птиц, взмывают к мачтам на ликтросах по стальным штагам яркие, цветастые сигнальные флаги и неистово трепещут на холодном балтийском весеннем ветру. И безудержное в своем трепете всё это радужно-радостное разноцветье флагов приветствует героический непобеждённый город и его не сломленных ни морально, ни физически за жуткие годы блокады граждан!
В этом парадном, первом победном строю надлежало по праву стоять и эсминцу «Стерегущий» (однотрубный, проект «7»)—гордому собрату пришедших на Неву знаменитых «семерок». А если вести исчисление от февраля 1904 года, то ленинградцев в этот день должен был приветствовать и «Стерегущий» 3-й! Да только не судьба… Эсминец, построенный в тридцатые годы, вошел в строй Балтийского флота в 1939 г., и ему, как и порт-артурскому тезке, историей начертано было прожить недолгую, но выдающуюся жизнь! В советско-финской войне он принимал участие в обстрелах береговых целей, а в первые месяцы Великой Отечественной корабль выходил на минные постановки, конвоировал транспорты, атаковал вражеские конвои. Но 21 сентября 1941 года, будучи на петергофском рейде, при налёте большого количества немецких самолётов получил тяжёлые повреждения; с сильным креном сумел всё же дойти до отмели, где затонул на глубине 5,5 метра. Водолазы героически работали по ночам, снимая с него вооружение и механизмы, столь необходимые для других кораблей. И только летом 40-го корабль был поднят, однако встал в строй уже после войны, так как требовался серьёзный ремонт…
Хорошее, доброе письмо из Ленинграда получил и Александр Харитановский. Вадим Юрьевич Усов был очень обрадован, что в «сухопутном» (вроде бы) городе увидела свет книга, рассказывающая о ратном подвиге на море наших предков, причем в ту войну, о которой стали уже забывать. Забегая вперед, хочу сказать, что прав был тогда старший офицер флота Усов. Когда наступит май 2005 года, то 100-летие Цусимского сражения будет встречено в центральной печати удивительно-дружным забвением! Исключение составят только журналы военно-морского профиля. Ни центральные телеканалы, ни цветастые газеты не удосужатся помянуть добрым словом экипажи многих русских броненосцев, крейсеров, пароходов-транспортов, ушедших на дно Цусимского пролива!
Вот небольшой отрывок из его письма, полученного мной 23.05.1995 года: «Второй экземпляр книги «Господа офицеры!..» я передал в Центральную военно-морскую библиотеку со своими комментариями… Я благодарен Александру Александровичу Харитановскому за обращение к этой теме! Книга мне понравилась, есть любопытные эпизоды и подробности…» А в последней открытке с Днем ВМФ, полученной от Вадима Юрьевича в июле 1995 г., есть очень интересное (на мой взгляд) сообщение: «Самое заметное последнее событие—вручение романа «Господа офицеры!..» Центральной военно-морской библиотеке: принят с огромной благодарностью!..»
Весьма и весьма печально, что знакомство наше оказалось недолгим. К большому сожалению, 11 сентября 1995 года жизнь В.Ю. Усова (на 71-м году) внезапно оборвалась. Царствие ему небесное! Не так часто судьба дарит нам возможность общения с истинными эрудитами, обладающими доброй душой и вниманием, а также несущими в себе искреннее желание помочь нам, по сути, незнакомым им людям, причем бескорыстно!..
Всё вышесказанное—фрагмент из моей незаконченной документальной повести «Командир легендарного миноносца», над которой работал урывками лет пятнадцать назад. Помню, как живо интересовался писатель Александр Харитановский судьбой четвёртого «Стерегущего»—БПК (большого противолодочного корабля) проекта «61». Расспрашивал о нём офицера Дедюлина, служившего на КТОФе. А один мой знакомый патриот флота с Дальнего Востока сообщил нам, что… когда БПК «Стерегущий» в 1994 году буксиры потащили в Индию на слом, гордый корабль «сдаваться не захотел, оборвал буксирные тросы и выбросился на камни». Но это лишь красивая легенда из тех смутных лет, когда наши боевые корабли продавались за границу на металл почти за копейки. А ведь могли бы сохранить БПК «Стерегущий» в качестве красивого корабля-музея во Владивостоке! Пользы было бы гораздо больше, чем от полученных за него долларов, потраченных неизвестно на что…
За прошедшие годы я был знаком с офицерами-тихоокеанцами Александром Харитановским, Анатолием Безменым, Дмитрием Лифинским, которые ревностно и преданно служили родному флоту, продолжая героические традиции моряков нашего Отечества! А мой земляк капитан 1 ранга в отставке Евгений Иваненков был даже начальником штаба соединения надводных кораблей КТОФ! Евгений Владимирович окончил не только Высшее военно-морское училище им. Дзержинского, но и Ленинградскую военно-морскую академию и курсы Генерального штаба при Военно-морской академии. Не сомневаюсь, что он стал бы ещё одним курским контр-адмиралом, но «ветер» так называемых реформ тех лет вынудил его уйти с флота. Готовя данный материал к печати, вновь хотел поговорить с ним о четвёртом «Стерегущем», но его жена, Галина Николаевна, сказала, что он болен. Поэтому желаю ему скорейшего выздоровления.
И в заключение—пара слов для пытливых читателей. Миноносец «Стерегущий» 1-й геройски погиб 26 февраля (10 марта) 1904 года вблизи Порт-Артура. Летом 1906 года был поднят Андреевский флаг на новом минном крейсере «Стерегущий» (в дальнейшем классифицирован как эсминец), которому было присвоено имя корабля-героя. «Стерегущий» 2-й вошёл в состав Балтийского флота Военно-морских сил Российской империи, участвовал в Первой мировой войне, в 1924 году передан на разборку. Ну и о новом корвете «Стерегущий». По счёту он пятый в легендарной династии! Службу несёт на Балтике. Город Курск шефствует над его экипажем!

 

В. ЖИДКИХ, февраль 2022 года.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ