Пионер всем пример

«Юные музыканты—«Золотому витязю»
Является ли новое забытым старым?

Вчера, 19 мая, Севастополь отметил День детства и юности. Старшее поколение помнит этот день как праздник красногалстучной пионерии. В центре города состоялось праздничное шествие детских общественных организаций, на разных площадках прошли концерты, ребят награждали, приглашали в музеи, школьники принимали участие в спортивных состязаниях и интерактивных играх. А накануне 100-летия со дня основания Всесоюзной пионерской организации во Дворце детского и юношеского творчества благодарственными письмами были награждены ветераны пионерского движения. Но только ли общая дата объединяет эти два события?

Не быть пионером для советского ребенка было так же странно, как для российского не иметь страниц в соцсетях. Но не зря ведь говорят, что все новое—это хорошо забытое старое.
Сегодня историки утверждают, что молодежное движение в России начиналось задолго до образования СССР. Император Николай II в 1908 году инициировал создание скаутского движения для поднятия патриотизма, воспитания подростков и их объединения. Во время Первой мировой войны скауты помогали раненым и беженцам, выполняли общественные работы, занимались благотворительностью и якобы даже участвовали в разведывательных операциях. В дальнейшем советская пионерия переняла у скаутов основные идеи и внешнюю атрибутику: речевки, сборы у костра, галстуки. Именно скаут-мастера стали первыми пионервожатыми…
Но поколению наших родителей, бабушек и дедушек привычнее считать, что разработка и внедрение в жизнь пионерского движения принадлежат супруге В.И. Ленина, преданной революционерке Надежде Константиновне Крупской. В ноябре 1921 года она выступила с докладом «О бойскаутизме», предлагая комсомолу создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию». «Это движение должно охватить поголовно всю детвору. Оно должно воспитывать всю детвору в ленинском духе, воспитать подлинно коммунистическое поколение, которое доведет до конца борьбу за строй социализма»,—говорила Крупская.
Если отбросить идеологическую составляющую, то основной посыл пионерской организации был весьма правильным: «Пионер—всем пример, он должен помогать людям, трудиться и любить Родину». Многие вспомнят и такие девизы: «Бороться и искать! Найти и не сдаваться!», «Ни шагу назад, ни шагу на месте, только вперед и только все вместе!»
Костер стал одним из символов пионерии. Он символизировал мировую революцию, которая как пламя должна была охватить всю планету. Огонь был изображен и на пионерском значке. Священными считались и другие атрибуты пионерской организации: красное пионерское знамя, горн, барабан, красный галстук. В стране издавалась и соответствующая детская литература. Ребята зачитывались повестью «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара, хотели быть похожими на ее героев.
Пионером хотелось стать потому, что это было неким статусом. Обычно принимали в пионеры на торжественной линейке, и ребята надевали парадную форму. Тут же были все учителя, старшеклассники. Появлялось ощущение, словно ты перешагнул какой-то определенный порог, стал взрослее. Но главное, что с особой теплотой вспоминает сегодня старшее поколение,—это было не просто интересное общение со сверстниками, а совместное участие в каком-то общественно полезном деле.
Что, если бы подобная организация существовала сейчас? По данным совместного исследования Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования и аналитического центра НАФИ, более половины россиян (58%) были бы готовы рекомендовать школьникам вступить в нее, сообщает «Российская газета». Такое решение граждане объяснили следующим: «Это воспитание детей, занимает их» (так ответили 23% респондентов). Ответ «хорошие времена, было интересно» выбрали 12% опрошенных, на собственный пионерский опыт сослались 9%.
Примерно четверть россиян не готовы рекомендовать школьникам вступать в подобные организации. Большая часть опрошенных, придерживающихся такого мнения,—жители Центральной России. Они считают, что такие организации остались в прошлом и не будут актуальны сегодня, а также придерживаются мнения, что вступление в них—личное дело каждого и рекомендации в этом вопросе неуместны.
Со словом «пионерия» у россиян, выяснил опрос, связано несколько ассоциаций. Прежде всего «детство и юность»—так ответила пятая часть опрошенных. В числе других ассоциаций оказались «Советский Союз», «красный пионерский галстук», «школьник», «первый», «первопроходец», «детская организация», «пионерлагерь», «честность», «дисциплина», «идеология», «партия», «счастье» и «радость».
Конечно, у молодежи и респондентов старшего возраста восприятие пионерии кардинально отличается. Так, большинство пенсионеров (60+) называли по 3-4 ассоциации, связанные с позитивными эмоциями. А вот молодым людям в возрасте от 18 до 24 лет было сложно выразить хотя бы одну ассоциацию. Поколение постарше—от 25 до 35 лет—связывало пионерию исключительно с исторической памятью.
Тем не менее, чтобы выстроить системную работу по воспитанию, необходимо анализировать опыт, который есть в нашей стране. Пионерская организация была одним из сильных ресурсов по воспитанию. Результаты исследования говорят: память о пионерии живет. Для всех нас это еще один довод, что не нужно стесняться прошлого, его необходимо изучать и делать выводы.

Оксана НЕПОМНЯЩИХ.
Фото Дмитрия Метелкина.

Фоторепортаж о праздновании в Севастополе—в ближайших номерах газеты

Оксана Непомнящих

Обозреватель ежедневной информационно-политической газеты "Слава Севастополя"

Другие статьи этого номера