Эскадрилья бессмертных

Эскадрилья бессмертных

В мае 1942 года положение защитников Севастополя резко осложнилось. Господство в воздухе позволило немцам затруднить действия кораблей Черноморского флота и приступить к установлению морской блокады осаждённой крепости. Чтобы сорвать планы противника, советское командование решило усилить действовавшую в городе Севастопольскую авиагруппу за счёт отправки на фронт опытных воздушных борцов, знакомых с районом боевых операций и освоивших машины современных типов. Выбор пал на лётчиков 1-й эскадрильи 62-го авиаполка—части, героически сражавшейся осенью 1941 года в небе над Херсонщиной, Перекопом и Ишунью в составе Фрайдорфской авиагруппы. Обескровленный в тех сражениях полк весной 1942 года проходил укомплектование в селе Борском Куйбышевской области.

 

Точные списки группы долгое время считались утраченными, но поиск в фондах Гатчинского филиала Центрального архива Министерства обороны (Архива ВМФ) принёс свои результаты. Теперь у нас появилась возможность не только вспомнить имена героев, стартовавших 80 лет назад с аэродрома в Андреевке Богатовского района Куйбышевской области на помощь Севастополю, но и реконструировать ход их боевой командировки.
«Полагать убывшим на фронт личный состав 1-й авиаэскадрильи 1 июня 1942 года»,—читаем строки боевого приказа командира 62-го полка майора Владимира Васильева. Далее—список героев. В нём 31 фамилия. Список героев возглавляют командир эскадрильи капитан Виталий Иванович Денисов и военный комиссар старший политрук Виктор Андреевич Купцов. В исторической справке «62-й авиаполк ВВС ЧФ и авиации ПВО страны», составленной в прошлом году членами ветеранской организации авиагарнизона «Бельбек», читаем: «В.И. Денисов—опытный лётчик, храбро воевал под Перекопом в составе 62-го авиаполка. Под стать ему был и комиссар эскадрильи старший политрук В.А. Купцов—тоже умелый боец, прошедший школу войны в Китае и награждённый орденом Красного Знамени». Опытнейшими асами, выдержавшими испытание воздушными схватками осени 1941-го, были капитан Б.С. Бабаев и старший лейтенант А.Н. Акулов.
С учётом командира и комиссара в составе эскадрильи было шесть лётчиков, вылетевших в Севастополь на своих истребителях «Як-1»:
Лётный состав:
1) командир эскадрильи капитан Денисов Виталий Иванович,
2) военком старший политрук Купцов Виктор Андреевич,
3) капитан Бабаев Борис Сергеевич,
4) адъютант эскадрильи капитан Барашков Анатолий Никифорович (пропал без вести 3.07.1942 г., Севастополь),
5) пилот старший лейтенант Акулов Афанасий Никандрович (погиб 2.02.1943 г.),
6) командир звена младший лейтенант Варакшин Сергей Дмитриевич (пропал без вести 3.07.1942 г., Севастополь).
Остальные 25 человек, занимавшие различные инженерно-технические и административные должности в составе экипажей истребителей, отправились на фронт на транспортнике «Дуглас». По состоянию на 1942 год экипаж самолёта, как правило, состоял из одного пилота, одного-двух механиков авиационных (как правило, в звании старшины, старшего сержанта или сержанта), двух мотористов авиационных (обычно младших сержантов или краснофлотцев), двух мастеров авиационного вооружения (младших сержантов или краснофлотцев). Кроме того, в экипаж командира звена мог также входить 1 механик авиационный звена. Техническое обслуживание самолётов командира эскадрильи и командиров звена также могло быть доверено специалистам в более высоких званиях.
Инженерно-технический состав:
Старший инженер: воентехник 1 ранга Скрябин Пётр Васильевич (1912 г.р., умер в 1943 г. в плену).
Механики авиационные звена:
1) воентехник 1 ранга Козырев Иван Евстихеевич (1909 г.р., пропал без вести, выжил),
2) воентехник 2 ранга Прозоров Степан Фёдорович (1911 г.р., пропал без вести, выжил).
Механики авиационные:
1) воентехник 2 ранга Шитов Константин Николаевич (1918 г.р., попал в плен, выжил),
2) воентехник 2 ранга, техник по вооружению Вязовченко Пётр Тихонович (попал в плен, выжил),
3) старшина Горбитько Иван Ефремович,
4) старшина Иванов Василий Степанович,
5) старший сержант Лозинский Николай Афанасьевич,
6) сержант Иванников Виктор Тимофеевич,
7) сержант Кудряшов Александр Степанович,
8) сержант Павлов Александр Андреевич.
Мастера по кислородному оборудованию:
1) сержант Тарасенко Афанасий Назарович,
2) младший сержант Егоров Павел Кузьмич (пропал без вести).
Электромеханик самолётного оборудования: младший сержант Куц Алексей Маркович.
Стрелок авиационного вооружения: краснофлотец химик-дегазатор ДДО Дрозд Григорий Моисеевич (пропал без вести).
Старший писарь эскадрильи: краснофлотец Дрозд Иван Петрович.
Мастера авиационного вооружения:
1) младший командир Войтовский Алексей Константинович (пропал без вести),
2) младший командир Коломойцев Иван Дмитриевич (пропал без вести),
3) младший командир Шатковский Анатолий Францевич (1907 г.р., пропал без вести, выжил),
4) краснофлотец Новицкий Владимир Кириллович (судя по всему, смог выбраться из Севастополя и погиб от ран в апреле 1944 года под Одессой).
Механик авиационного вооружения: младший командир Банников Андрей Андреевич (попал в плен, выжил),
моторист авиационный: краснофлотец Шведов Иван Петрович.
Техники по вооружению:
1) командир дополнительного дегазационного отделения воентехник 2 ранга Лиферов Аркадий Петрович (пропал без вести),
2) воентехник 2 ранга Трусов Василий Акимович (1908 г.р., попал в плен, выжил).
Механик по радио: младший воентехник Ломаев Николай Иванович (1911 г.р., попал в плен, выжил).
Группа В.И. Денисова утром 1 июня 1942 года взлетела и легла на маршрут. Вскоре самолёты приземлились в Севастополе и вошли в состав 1-й авиаэскадрильи 6-го гвардейского истребительного авиационного полка (ГИАП), базировавшегося на двух основных аэродромах—«Куликово поле» и «Херсонесский маяк». Штаб полка исполнял функции штаба Сухопутной авиационной группы (САГ), в которую вошла вся колёсная авиация (истребители, бомбардировщики и штурмовики), находившаяся в Севастополе.
Из «Журнала боевых действий 6-го ГИАП» нам теперь известно, как складывалась судьба лётчиков в июньские дни 1942 года.
Третий штурм Севастополя был в самом разгаре. В самые трудные дни пилоты «яков» бесстрашно вступали в неравный бой с противником. Они разгоняли немецкие истребители, вклинивались и расстраивали боевые порядки фашистских бомбардировщиков, заставляя их сбрасывать бомбы неприцельно.
На следующий день, ранним утром 9 июня, в бой с двумя «Ме-109» в районе Чоргуни вступил лейтенант Акулов, вылетевший на прикрытие переднего края. Несмотря на сильный зенитный огонь с земли, лётчик вернулся на базу невредимым. Удачными были воздушные атаки Акулова и в последующие дни: 14 июня пилот атаковал в хвост «Ме-109», который в результате боя «ушёл со снижением» в сторону Балаклавы.
Утром 10 июня эскадрилья потеряла Варакшина. Его самолёт был сбит при прикрытии штурмовки немецких позиций.
В тот же день, несколькими часами позднее, открыл боевой счёт капитан В.И. Денисов, сбивший над Итальянским кладбищем немецкий средний бомбардировщик «Хе-111».
12 июня истребители получили задачу: в составе четвёрки «яков» сопровождать штурмовики «Ил-2» в составе ударной группы до цели. Пока «летающие танки» проводили штурмовку вражеских позиций, истребители вступили в воздушный бой с шестью «Ме-109».
Несмотря на отвагу, потери крылатых защитников Севастополя непрерывно росли.
В ходе воздушной атаки 8 июня военком эскадрильи В.А. Купцов сбил «Ме-109», который горящим ушёл в сторону моря в районе Качи. Однако в горячке боя был подбит и «як» Купцова. Тяжело раненный ветеран воздушных сражений в небе Китая выпрыгнул из горящего самолёта на парашюте, но спастись так и не смог, утонув в море.
Четырьмя днями позднее погиб и сам командир эскадрильи. В ходе боя, разыгравшегося 12 июня, самолёт В.И. Денисова оказался подбит, а пилот начал снижение, надеясь уйти на запасной аэродром в Юхариной балке. Однако при заходе на вынужденную посадку самолёт командира врезался в землю, а сам он погиб.
Обстановка на фронтах Севастопольского оборонительного района накалялась не по дням, а по часам. Последняя боевая задача, внесённая в «Журнал боевых действий», относится к 26 июня, когда истребители САГ поднимались в воздух для подавления артиллерийских батарей противника, обстреливавших херсонесский аэродром. Мужество лётчиков уже не смогло спасти положения.
На данный момент доподлинно известно, что лишь двоим пилотам эскадрильи Денисова удалось покинуть осаждённый Севастополь: капитану Б.С. Бабаеву и старшему лейтенанту А.Н. Акулову. Оба воздушных аса заслуженно носили звание гвардейцев. Трагически сложилась судьба технического состава эскадрильи. Покидая горящий Севастополь, пилоты старались втиснуть в тесную кабину «яка» своего авиатехника, однако спастись удалось единицам. Значительная часть инженерно-технического персонала эскадрильи в начале июля сорок второго оказалась в списках пропавших без вести. Кропотливая поисковая работа по установлению их судьбы продолжается.
Группа капитана Денисова внесла значительный вклад в оборону Севастополя. Работая на пределе сил и возможностей, личный состав эскадрильи осуществил около 3000 боевых вылетов, нанося удары по самолётам, войскам и аэродромам превосходящего силами противника. Несмотря на большие потери в воздушной битве за Севастополь, лётчики-черноморцы приобрели богатый боевой опыт, сумели добиться снижения активности вражеской авиации, в сложнейших условиях обеспечивая себе тактическое, а иногда и оперативное превосходство над многократно превосходящими силами противника. Память об их подвигах навсегда сохранится в сердцах севастопольцев.

 

А. Карбовский, кандидат исторических наук, Москва.

Специально для «Славы Севастополя».

На снимке: летчик 62-го авиационного полка ЧФ лейтенант Афанасий Никандрович Акулов (1916-2.02.1943) в кабине истребителя «Як-1» перед вылетом в Севастополе.

Фото https://waralbum.ru

Другие статьи этого номера