Приобретение права собственности на садовые земельные участки

Приобретение  права собственности  на садовые земельные участки

По общему правилу в соответствии с п. 2.7 ст. 3 федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1.03.2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1.01.2019 г. для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций могли приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу названного закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства вышеуказанной некоммерческой организации либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация.

 

Однако пропуск этой даты для севастопольцев ничего не значит, поскольку, согласно ст. 12.1 закона Севастополя от 25.07.2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», члены садоводческого, огороднического либо дачного товарищества (далее—товарищество) или обслуживающего кооператива, зарегистрированных по состоянию на 18.04.2014 г. в установленном законодательством Украины порядке, имеют право приобрести земельный участок, находящийся у них в пользовании, без проведения торгов в собственность бесплатно до 01.01.2023 г. при условии, что земельный участок был предоставлен для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства товариществу или обслуживающему кооперативу в соответствии с законодательством Украины в постоянное пользование.
Для этого заинтересованному лицу до 1.01.2023 года необходимо обратиться в департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее—департамент) в соответствии с административным регламентом «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, в собственность без проведения торгов бесплатно», утвержденным приказом департамента от 7.12.2021 г. № 12-АР.
Отказать в формировании и предоставлении земельного участка в собственность могут по следующим основаниям:
—если образование земельного участка приведёт к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушит требования, установленные Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами (п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации);
—если подготовка схемы расположения земельного участка осуществлена без учета утвержденных документов территориального планирования, землеустроительной документации, наличия зон с особыми условиями использования территорий (п. 2, 12 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ и п. 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762).
В силу п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены п. 12 данной статьи, разработка схемы с нарушением предусмотренных ст. 11.9 данного кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В силу ст. 2 закона Севастополя от 7.12.2016 г. № 299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» наиболее частыми основаниями для отказа департаментом в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории являются несоответствие расположения земельного участка действующему генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского совета от 13.12.2005 г. № 4114, отсутствие у заявителя правоустанавливающих документов на здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, образование которого предусмотрено в соответствии со схемой его расположения.
С иными предусмотренными названным законом основаниями для отказа в формировании земельного участка можно ознакомиться самостоятельно в сети «Интернет» на сайте законодательного собрания Севастополя.
В соответствии со ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов принимается уполномоченным органом в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, то есть заявитель не является членом садового товарищества или такому товариществу земельный участок не предоставлялся в соответствии с украинским законодательством, либо срок действия правоустанавливающего документа на землю истек.
Обжаловать отказ департамента в формировании и предоставлении земельных участков можно в административном и судебном порядках.
Жалобу можно подать директору департамента по имущественным и земельным отношениям Севастополя. Согласно закону Севастополя от 3.06.2014 года № 23-ЗС «О государственной гражданской службе города Севастополя» и Положению о департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденному постановлением правительства Севастополя от 22.09.2016 г. № 883-ПП, указанное должностное лицо является вышестоящим руководителем по отношению к своим заместителям и иным нижестоящим должностным лицам и вправе не согласиться с их позицией, принять иное решение, за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя (директор департамента) имеет право применить меры дисциплинарного взыскания.
Возможность внесудебного обжалования действий нижестоящего должностного лица его руководителю также закреплена статьёй 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно ч. 8 ст. 11.2, ч. 1 ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные споры, в том числе о формировании земельных участков, рассматриваются в судебном порядке.
В силу ст. 21 федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура города при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, не подменяет иные государственные органы, в том числе судебные.
В случае несогласия с действиями исполнительных органов государственной власти города, в том числе при рассмотрении вопросов о формировании и предоставлении земельных участков, в соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заинтересованные лица вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов с соответствующим иском.
В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор не наделен правом участия в делах указанной категории.

 

Информация подготовлена старшим помощником прокурора Севастополя Н. Щербаченко.

Другие статьи этого номера