«Пополнил счет вашего мобильного телефона по ошибке…. Верните деньги, пожалуйста!»

Великая Морская библиотека

Схему СМС-мошенничества с якобы ошибочным переводом нечестные граждане тестируют на севастопольских пенсионерах.

 

Ловушка для бабушки

—Меня на днях чуть не обманули,—жалуется 80-летняя Галина Ивановна.—Позвонил на мобильный телефон незнакомый молодой человек и так жалобно говорит: «Вы меня извините, но я пополнил счет вашего мобильного телефона по ошибке на 350 рублей… Верните мне мои деньги, пожалуйста!» А мне дети счет максимум на 200 рублей пополняют. Я ему и говорю: «Вернула бы, да таких денег у меня на счету отродясь не бывает!» Трубку положила, а тут и смс-сообщение пришло: «Поступил платеж 350 руб. Спасибо, что пользуетесь услугами МТС!» Набрала *100#, проверила счет: как было, так и осталось 200 рублей. А тут снова этот мужчина звонит: «Ну что, прочитали СМС?» А я ему: «Прочитала, только вот денег ваших на моем счету нет. Может, хватит уже людей дурить?» Больше он мне не звонил. А я себе думаю: если бы он сказал, что 100 рублей мне по ошибке переслал, возможно, я б ему и поверила… И сколько так можно стариков обманывать?
В подтверждение своих слов Галина Ивановна показала присланное ей смс-сообщение. Действительно, текст был стандартный. Но вот вместо номера отправителя—МТС—там был указан телефон обычного абонента, начинающийся на +7-978….
То есть смс о поступлении средств только имитировало сообщение от мобильного оператора, на самом деле счет не пополнялся. На Галине Ивановне мошенники тестировали схему обмана, к счастью, неудачно.

 

Доверяй, но проверяй

Стоит отметить, что ошибочный перевод—это простая и довольно распространенная мошенническая схема. Если мошеннику кажется, что его собеседник колеблется, то он начинает давить на эмоции, взывает к жалости, сочувствию и справедливости. Сумма, которую просят «вернуть» обманщики, обычно составляет от 100 до 600 рублей, так как это не такие большие деньги для жертвы, чтобы начинать из-за них разбирательства. При этом, увеличив охват рассылки до десятков человек, мошенники могут собрать вполне солидную сумму.
Чтобы обезопасить себя, следует всегда проверять полученную информацию: поступило смс о пополнении счета—обратите внимание на имя отправителя и отправьте стандартную короткую команду для проверки баланса.
И еще. Сегодня мобильные операторы дают возможность вернуть ошибочно перечисленные на чужой счет деньги. Правда, если это крупная сумма, придется обращаться в офис. В любом случае это значит, что если кто-то действительно переведет вам по ошибке средства, он сможет решить эту проблему без вашего участия.
Поэтому всегда забирайте чек, когда пополняете телефонный счет через терминал, иначе им могут воспользоваться мошенники, чтобы обратиться к оператору и «вернуть» ваши деньги себе.

 

Как вычислить мошенника?

Аферисты постоянно придумывают новые способы выманить у людей деньги или конфиденциальные данные для доступа к счетам. Но, как утверждают специалисты, какой бы ни была легенда, есть пять примет, по которым можно сразу же распознать обманщика.

 

На вас выходят сами

Вам звонит незнакомец, присылает СМС-сообщение, электронное письмо или ссылку в мессенджере. Кем бы он ни представился: сотрудником банка, полиции, магазина, вашим троюродным братом-миллионером из Америки,—насторожитесь. Раз он стал инициатором контакта, ему что-то от вас нужно.
Быстро проверить, тот ли он, за кого себя выдает, не получится. Номер, который высвечивается при входящем вызове, можно подменить, аккаунты или сайты известных людей или организаций—подделать. Так что стоит быть бдительным и никому не верить на слово.

 

С вами говорят о деньгах

Основная задача мошенников—получить доступ к чужим деньгам. Схемы обмана почти всегда связаны с финансами: вам предлагают перевести все деньги на «безопасный счет», оплатить «страховку для получения кредита» или «очень выгодно» инвестировать свои сбережения (на самом деле—в финансовую пирамиду). Легенды могут быть какими угодно, но речь всегда о деньгах, которые вы можете потерять или получить.

 

Вас просят сообщить данные

Если ворам нужны ключи от квартиры, то социальным инженерам—«ключ» к деньгам на ваших счетах. Это могут быть конфиденциальные данные вашей карты, включая срок действия и три цифры с ее обратной стороны, либо логины и пароли к «Личному кабинету» на сайте банка или мобильному приложению. И почти всегда—коды из банковских уведомлений.
Настоящий сотрудник банка никогда не спросит секретные реквизиты карты, ПИН-коды и пароли.
Когда банк замечает сомнительный платеж или перевод с вашего счета, с вами связываются, чтобы подтвердить или отклонить операцию, и только. Конфиденциальные данные для этого не требуются. Если о них спрашивают, будьте уверены, звонят не из банка и вас точно пытаются обмануть.

 

Вас выводят из равновесия

Мошенники стремятся вызвать у вас сильные эмоции—напугать или обрадовать. Так они сбивают с толку и притупляют бдительность потенциальной жертвы. Например, сообщают: «Ваш онлайн-банк взломали!», чтобы вы от растерянности и волнения выполнили любые просьбы и выдали любую информацию, лишь бы спасти деньги.
Либо, наоборот, огорошивают новостью о внезапном выигрыше в лотерею или обещают быстрое обогащение. Взамен вы должны будете «лишь оплатить небольшой взнос», а для этого ввести данные банковской карты на сайте. Мошенники создают фишинговые страницы, с помощью которых воруют данные карт и получают доступ к банковским счетам доверчивых пользователей.
Всегда сохраняйте здоровый скептицизм и не торопитесь следовать чужим инструкциям, как бы вы ни были взволнованны.

 

На вас давят

Мошенники всегда торопят, чтобы не дать вам времени обдумать ситуацию. Вас принуждают к чему-то, ставят условия: «Сейчас или будет поздно». Ситуация, в которой вам не дают права выбора и заставляют немедленно действовать, подозрительна.
Если чувствуете психологический дискомфорт, лучше сразу же прекращайте общение. Ведь чем дольше вы разговариваете с мошенником, тем сильнее он будет на вас давить. На все ваши расспросы у обманщиков есть заготовленные ответы, которые только нагнетают обстановку.
Никогда не принимайте поспешных решений, особенно если они касаются ваших финансов. Всегда берите паузу, чтобы разобраться в том, что происходит. Возьмите за правило перепроверять любую информацию в первоисточнике.
Звонят из банка с тревожными новостями? Положите трубку и наберите номер «горячей линии» банка сами, чтобы прояснить реальное положение дел.
Прислали странное уведомление от имени Федеральной налоговой службы (ФНС)? Заведите «Личный кабинет» на сайте ФНС—в нем можно проверить суммы налогов и сразу же оплатить их.
Получили «письмо счастья» о государственной выплате? Поищите новости об этом в деловых СМИ. А еще лучше сами найдите закон, указ или постановление, которые вводят выплаты. Обратите внимание на условия, кому они положены.
Не всегда при общении с аферистом можно заметить все пять признаков мошенничества. Но в любой ситуации стоит проявить бдительность, призывают специалисты.

 

Подготовила Елена ИВАНОВА.

Другие статьи этого номера