«Севастопольский вальс» в Тарусе

Эффективно противодействовать коррупции

Как ранее сообщалось в нашей газете, в последний день мая отмечалось 130-летие со дня рождения Константина Паустовского. В течение последнего десятилетия жизни признанный классик русской литературы жил и создавал главные в своем творческом наследии произведения на калужской земле, в раскинувшейся на приокских холмах тихой, уютной Тарусе. Этот городок и стал местом проведения фестиваля «Дни Паустовского».

 

С двадать седьмого мая в течение трех дней в Доме детского творчества, в киноконцертном зале «Мир» и в мемориальном Доме-музее К.Г. Паустовского ребятней реализовывался отдельный раздел масштабного проекта «Золотые крупинки»—это песни, танцы, художественное слово. В фойе киноконцертного зала «Мир» сотрудники ГБУК (государственного бюджетного учреждения культуры) г. Москвы «Музей К.Г. Паустовского» развернули выставку, посвященную жизни и служению литературе Константина Георгиевича. Юбиляру также была посвящена фотовыставка «За красоту родной земли». Это был совместный труд представителей музейно-краеведческого центра «Дом Поздняковых» и факультета географии Московского государственного педагогического университета.
Главный день фестиваля—31 мая. Накрапывал весенний дождик. Но это не помешало жителям Тарусы, их многочисленным гостям под зонтиками и без них прийти на старое городское кладбище, где в свое время обрели вечный покой Константин Паустовский, его жена и младший сын. Мемориальную акцию вела директор ГБУК г. Москвы «Музей К.Г. Паустовского» Анжелика Дормидонтова. Ее вступительному слову и выступлениям участников акции предшествовали чарующие звуки виолончели и скрипки. Это—традиция. На сей раз произведение Глиера исполнили московские музыканты Лев Масловский (квартет имени П.И. Чайковского) и Сергей Суворов (столичная Госфилармония).
Глава городской администрации Сергей Манаков напомнил собравшимся о присвоении Константину Паустовскому высокого звания «Почетный гражданин Тарусы», что свидетельствует о его больших заслугах перед городком на Оке. У святой могилы писателя в такие дни учащиеся местных школ читают главы из его произведений. На сей раз это были Виктория Бабанина и Даниэль Акопян—воспитанники руководимой Ольгой Исаевой театральной студии «Пульс». В их исполнении прозвучали строки из поэтичных «Золотой розы» и «Драгоценной пыли».
Константин Георгиевич любил не только Тарусу. Ему были по душе Петербург, Карелия, Мещора, Ливны и, конечно же, Севастополь. Писатель любил всю нашу необъятную страну, чему учил и ее граждан. Исполнилась давняя моя мечта—сказать об этом в день рождения автора блистательной «Повести о жизни» и других сочинений, кстати, в том числе щемящей по тональности повести «Черное море», написанной Константином Паустовским в 1935 году в нашем городе, считай, от первой до последней строчки.
Красавица-Таруса очень фотогенична. Фотогенична в любую пору года, особенно осенью. Коль на законных правах существует слово «фотогенична», то в данном очерке применимо слово «киногеничен». Да, городок у Оки киногеничен. Ни дать ни взять—Голливуд. На его улицах, в избах снимались эпизоды, а то и целиком такие фильмы, как «На границе» (1938), «Член правительства» (1939), «Сельская учительница» (1947), «Чук и Гек» (1953), «Верные друзья» (1954), «Накануне», «Фома Гордеев» (1959), «Колыбельная», «Чудотворная» (1960), «Братья Карамазовы» (1961), «Половодье» (1962), «Встреча на переправе» (1963), «Пакет» (1965), «Семь нот в тишине» (1967), «Отец Сергий» (1978), «Однажды осенью» (1988), «Дальнобойщики» (2001), «Участок» (2003) и другие картины.
В соседнем Ладыжено молодой Андрей Тарковский со своим другом по ВГИКу Александром Гордоном (будущим мужем осевшей в Тарусе сестры Марины) писал сценарий фильма по рассказу Э. Хемингуэя «Убийца». В селе Введенье Никита Михалков запустил свой первый (дипломный) полнометражный фильм «Спокойный день после войны» (1970).
Если бы все картины, снятые в Тарусе, включили в киномарафон фестиваля, то он продолжался бы до сих пор. Хватило кинопроизведений, созданных по рассказам и повестям Константина Паустовского: «Лермонтов» (1943), «Северная повесть» (1960), «Растрепанный воробей» (1967), «Стальное колечко» (1979), «Солдатская сказка» (1983)…
Заслуживает отдельного упоминания рассказ «Телеграмма», написанный Константином Паустовским в 1946 году. Легендарное произведение. Напомню читателям газеты: оно потрясло Марлен Дитрих настолько глубоко, что искушенная суперзвезда мирового артистического небосвода, будучи в СССР, перед Константином Паустовским встала на колени, чтобы поцеловать руку, которая написала «Телеграмму».
В 1957 году по этому рассказу Георгий Щербаков снял фильм. Исполнить роли его персонажей режиссер пригласил известных в то время артистов: Веру Попову, Лидию Смирнову, Николая Сергеева, Геннадия Юхтина и Нину Гуляеву.
Работу Георгия Щербакова и его команды мы смотрели на площадке вне рамок фестиваля в совершенно неожиданном месте—в кафе предприимчивого бизнесмена (на сегодня—средней руки) Александра Андреанова. Нет еще и пяти лет, как молодой человек и его жена Светлана решительно продали свою московскую недвижимость, чтобы приобрести бревенчатый домик в Тарусе на Пролетарской—улице, где находится и мемориальный Дом-музей К.Г. Паустовского. (Случай купли-продажи подобного рода—далеко не единственный).
На опрятной, посыпанной каменной крошкой и обнесенной заборчиком площадке мы выпили за столиками по чашечке кофе с пирогом, приготовленным, как сообщил Александр, по рецепту Марины Цветаевой. С обращенного на улицу прилавка ларечка хозяин подал шоколадные конфеты в упаковке, сделанной в виде известных книг. Но угощения, сувениры Александра и Светланы для многих гостей—дело второстепенное. В гости к вчерашним москвичам местный и приезжий люд валит, чтобы под пологом шатра со столиками посмотреть на «плазме» «Телеграмму» 1957 года выпуска. Картине уже 65 лет. Ее можно приводить в пример как высокохудожественное произведение, которое не поблекло как в год создания, так и в наши дни.
Дальше—больше. В 2017 году в Тарусу, в мемориальный Дом-музей К.Г. Паустовского, приехала Юлия Горбачевская с идеей снять свою версию экранизации «Телеграммы». Она искала места для натурных съемок фильма. Музейщики посоветовали взглянуть на подворье Александра и Светланы. То же порекомендовал известный в приокском городке и далеко за его пределами талантливый фотохудожник, автор десятка персональных выставок, серии красочных альбомов с пленительными видами Тарусы и ее окрестностей Алексей Зуев.
Оказалось, что ничего иного, кроме как избу вчерашних москвичей, искать не надо. На фундаменте из камня ее собрали из сухих до колокольного звона бревен в 1908 году по просьбе активных подвижниц Свято-Троицкой женской общины: Марии Филипповой, Пелагеи Черенгаевой и Марии Сафоновой. Хозяйки избы вели натуральное хозяйство. В горнице до сих пор сохранилась печь, в которой они пекли просфоры.
Во второй раз Юлия Горбачевская приехала не одна. Несмотря на, по существу, отсутствие денег, сниматься в картине согласилась кинозвезда Ирина Купченко. Вместе с ней перед съемочной камерой оператора Дмитрия Горбачевского встали Вячеслав Бутенко, Сергей Зарков…
—В следующий ваш приезд в Тарусу,—провожал нас Александр,—вам будет предложена возможность посмотреть сразу две версии «Телеграммы»—1957-го и 2019 годов.
Предприниматель, видимо, в своих хлопотах не знал, что в основном готовый фильм намечен для показа в киноконцертном зале «Мир» не когда-нибудь, а в день рождения К.Г. Паустовского, то есть 31 мая. Удивительная, редкая удача!
Радуешься объявленным в афишах акциям и мероприятиям. Не меньше, часто—больше поднимает дух нечто неожиданное, стихийно объявившееся. Так уж получилось. Как только мы ступили в фойе «Мира», оркестр наполнил пространство первыми тактами, вы не поверите, «Севастопольского вальса».
Оказывается, еще больше согревает не подготовленный акт, а счастливое совпадение. Одно впечатление оставляет «Севастопольский вальс» дома как нечто привычное, обязательное, вдали же от родного порога—это потрясающий подарок. «Севастопольский вальс» в Тарусе—мост в родные места, по которым успел соскучиться.
Под сводами зала растаяли последние звуки нашего вальса. Сразу же Анжелика Дормидонтова заметила: «Сегодня, так случилось, в ходе акции на кладбище было предоставлено слово севастопольцу. Надо же, сейчас совершенно случайно прозвучал «Севастопольский вальс». Совпадение! Пусть еще раз оно напомнит нам о том, что Константин Паустовский любил Севастополь, очень любил».
О «Севастопольском вальсе» в Тарусе было рассказано в передаче ведущего федерального телеканала. После этого и я взялся за ручку как свидетель и какой-никакой участник. Спасибо, случай!
Дальше мы прошли в зрительный зал, где с концертными номерами выступали местные молодые дарования. Их выход на сцену чередовался с актом вручения почетных грамот головного московского Музея К.Г. Паустовского и органов местной власти представителям актива города и района «за значительный вклад в дело сохранения памяти о К.Г. Паустовском и популяризации его творческого наследия».
По окончании церемонии вспыхнул экран. Люди с интересом смотрели киноработу 65-летней давности и снятую три года назад в Тарусе ленту—современную версию «Телеграммы». Потрясающее впечатление! Фильмы об одном и том же созданы на одном и том же литературном материале, а вот… Словом, это два разных фильма, сотканные исключительно из достоинств.
«Что побудило вас снова обратиться к рассказу Константина Паустовского?»—спросил я Юлию Горбачевскую. После паузы режиссер призналась: «Личные мотивы». Со сцены же исполнитель роли почтальона Сергей Зарков сказал, что этот их фильм о самом ценном в каждом человеке—о душе. От души такие произведения и создаются.
Прежде чем взяться за этот очерк, прочитал публицистическую статью Константина Паустовского «Письмо из Тарусы». Она не только о приокском городке в глубине России. В свое время писатель поднял голос о всех малых городах, в том числе и о Балаклаве. У Тарусы и Балаклавы много общего. Например, и Таруса, и Балаклава любимы людьми творческих профессий. В Балаклаву, как и в Тарусу, не иссякает поток киноэкспедиций. В Балаклаве, как и в Тарусе, жил К.Г. Паустовский. В 1929 году он провел у нас лето вместе с женой и сыном. По мотивам впечатлений, полученных в Балаклаве, написаны этапные в творчестве произведения. И Таруса, и Балаклава, как магниты, привлекают застройщиков, что не всегда здорово…
Совсем недавно «Российская газета» в пространной публикации Дом-музей М.А. Шолохова назвала бюджетообразующим в станице Вешенской. В Тарусе я живу неделю-полторы. За это время прижимистый из-за скромных доходов оставляю в Тарусе сумму, которую собираю в течение года. А ведь есть публика побогаче. Выходит, и Таруса, а вместе с ней и Балаклава могут и должны монетизировать свое прошлое. Чем они хуже Вешенской?
У тарусян это уже получается. Может, потому, что они следуют заветам Константина Георгиевича: «…лицо Тарусы—это город отдыха, но отдыха подлинно полного… патриотизм немыслим без чувства родной природы и без любви к ней… Прекрасный ландшафт есть дело государственной важности. Он должен охраняться законом». Относительно Тарусы: для всех малых городов важны богатое земледелие, развитие сферы отдыха и не потребительское, а бережное отношение к природе. Вот три верных пути к благополучию. Так считал Константин Георгиевич. По «Письму из Тарусы» экзамены и зачеты принимать бы у людей, которые наделены правом вершить дела.

 

А. Калько.

 

На снимке: режиссер Юлия Горбачевская, актер Сергей Зарков и фотохудожник Алексей Зуев.

Другие статьи этого номера