Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 14o

История и современность: встреча эпох

За время работ отреставрировано порядка 1,5 тысячи кв. м фасадов

В Севастополе завершена реставрация одного из самых сложных зданий с точки зрения архитектуры — музея им. М.П. Крошицкого. Как сохранить историю и привнести в неё новые современные решения, мы сегодня расскажем на страницах нашей газеты. 

Губернатор Михаил Развожаев: «Проект, без преувеличения, выстраданный, я рад, что удалось завершить самый сложный этап строительных работ. Нам осталось дозакупить дорогостоящее оборудование, дождаться поставки и завершить его настройку. После этого в здание можно будет перевезти картины. Надеюсь, что к лету сможем открыть в музее первую выставку».

Здание музея построено в 1899 году. Тогда это был дом севастопольского купца Семёна Гавалова — он был известен своим активным участием в общественной жизни города. Менялись эпохи: здание было доходным домом, Домом просвещения, музеем. Но неизменным оставалось одно — уникальная архитектура и неповторимые фасады.

За время работ отреставрировано порядка 1,5 тысячи кв. м фасадов.

Здание является объектом культурного наследия. Поэтому все работы должны проводиться с особой осторожностью и аккуратностью. При том, что пристальное внимание уделялось сохранению исторически достоверного облика, это не помешало на объекте применить современные и передовые решения в части инженерной оснащённости здания. Как отмечает руководитель авторского надзора и коллектива реставраторов Илья Чудаев, это сложная увязка исторического облика и соответствия объекта современным нормам.

«Мы понимаем, что без системы пожаротушения, пожарной сигнализации, видеонаблюдения и многих других систем безопасности там нельзя было бы разместить музей. Та же система приточно-вытяжной вентиляции — её там раньше никогда не было, сейчас она погодозависима и автоматизирована, что создает необходимый режим температуры и влажности. Для экспонатов музея это важно», — пояснил реставратор.

О том, как проходили реставрационные работы поговорим с теми, кто принимал в реставрации непосредственное участие.

Илья Чудаев работает в сфере реставрации более 12 лет, до этого закончил Самарский архитектурно-строительный университет. Он поделился с нами, что Севастополь его вдохновляет.

«Реставрация так или иначе касалась меня всю профессиональную жизнь начиная со студенческих времён, а потом я попал в Севастополь. Здесь немного другая история — она глубокая, местами очень древняя. Это героический город, про который хочется узнавать всё больше. Севастополь вдохновил сделать реставрацию любимым и единственным направлением деятельности», — отметил Илья Чудаев.

С чего начинается реставрация?

Главная задача в реставрации — не навредить, говорит Илья Чудаев. Нужно раскрыть все наслоения, добраться до сути, до исторической достоверности и всё задокументировать.

В начале работ на объект выезжает команда, которая берёт пробы, чтобы понять, из каких материалов он сделан. Затем делаются послойные расчистки, чтобы добраться до исходного слоя и понять, из чего он, какого он цвета. Есть специалисты, которые отвечают за поиск информации в архиве: сайты, фотографии, иконографии. Таким образом получается полноценная картина: как проводить работы и какие материалы использовать. Главным источником информации обычно является сам объект и его скрытые, на первый взгляд, детали. На объекте использовано более 10 тонн специальных реставрационных химических реагентов.

 А что внутри?

Уникальные фасады музея им. М.П. Крошицкого видели все. Но не только они являются предметом охраны в здании. Например, внутри есть мраморные ступени, ограждения лестницы, которые имеют историческую ценность. Главный реставратор Илья Чудаев делится, что сейчас лестница вернулась в свой первородный вид:

«До реставрации центральная лестница состояла из разных фрагментов. Один пролёт был из вензелей, другой – из столбиков. Всё ограждение было детально изучено, и нам удалось найти участок чугунных балясин на четвёртом этаже с дубовыми перилами — именно они были заклёпаны так, как это делалось в царское время. С них были сняты формы, которые отправили на сталелитейный комбинат, где из чугуна отлили такие же на всю лестницу».

Документация по реставрации музея составила 34 тома — это более 10 тысяч страниц.

Более простые формы ограждений тоже не потерялись. Сейчас они находятся на цокольном этаже — там расположено помещение для современных выставочных пространств. Кстати, у их оформления есть новое решение — приямки. Это углубления в земле рядом с зданием. Теперь часть экспонатов на цокольном этаже севастопольцы могут увидеть уже с улицы через стекло. Кроме того, появилась подсветка, которой раньше тоже не было.  

Реставрационные материалы, которые использовались в музее, — все отечественного производства.

На сегодняшний день основные работы в музее им. М.П. Крошицкого завершены. Осталось выполнить пусконаладку, настроить вентиляцию, чтобы температурный режим подходил для музея. Требуется минимум 2-3 месяца, чтобы здание просохло, прогрелось и нормализовалась среда помещений.

 Место искусства

В ходе работ решения согласовывались с сотрудниками музея. Как они оценивают проделанную работу, мы спросили у директора Севастопольского художественного музея им. М.П. Крошицкого Александра Литвиненко.

«Понравился фасад, помещения с паркетными полами, с мраморными лестницами, с дубовыми рамами. Смотрится всё очень красиво, солидно, видно, что это старинное здание, облик старого здания XIX восстановлен. Когда завершится оборудование фондовых хранилищ и экспозиционных залов, будем начинать переезд».

Во время работ по реставрации за объектом пристально следили не только сотрудники музея. Каждому сантиметру было уделено пристальное внимание реставраторов, каменотёсов, технологов, общественности.

В пиковый период на объекте одновременно работали порядка 100 человек. Сотрудник был на каждых 20 кв. метрах.

Историческая справедливость

Илья Чудаев также поделился с нами планами на будущее: «В дальнейшем мы будем заниматься воссозданием атлантов, которые были утрачены под эркером. Они были выполнены в камне, находились слева и справа от арочного проезда. Вернуть утраченных атлантов — отдать дань исторической достоверности».

По воссозданию атлантов команда реставраторов уже выполнила графическую часть работы. Теперь они приступают к обоснованию, после чего проект будет вынесен на научно-методический совет. Таким образом спустя время на фасаде могут появиться воссозданные элементы архитектуры.

«Музей Крошицкого – очень интересная, но безумно тяжёлая работа. Это один из самых сложных объектов в городе с точки зрения архитектурной насыщенности и деталировки. Моя команда занималась им 13 месяцев, и с учётом этих сроков, я считаю, что работа выполнена на отлично», — заключил Илья Чудаев.

Комментарии

Оставить комментарий

Все новости рубрики СОБЫТИЯ И ФАКТЫ