В конце января проект бюджета Севастополя 2006 года будет вынесен на рассмотрение сессии городского совета. Уже на следующей неделе первые испытания «бюджету-2006» предстоит пройти в депутатских комиссиях.
По словам председателя СГГА Сергея Иванова, бюджет Севастополя на 2006 год будет превышать бюджет предыдущего года на 25%. В общей сумме он составит где-то 580 миллионов гривен. Причем сумма субвенций из госбюджета на компенсацию потерь по плате за землю в связи с размещением в Севастополе Черноморского флота превысит предыдущую на 40 миллионов и составит 100 миллионов гривен.
Кроме того, Севастополь рассчитывает получить из государственного бюджета страны еще ряд целевых субвенций: на приобретение троллейбусов, на ремонт и строительство дорог, на закупку школьных автобусов и машин "скорой помощи", на оснащение сельских амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов. Что касается собственных источников наполнения бюджета, то СГГА планирует существенно увеличить размеры основных из них. В первую очередь речь ведется о плате за землю и об арендной плате. Это, по мнению Сергея Иванова, будет достигнуто в результате действий СГГА по урегулированию земельных отношений, а именно: в ходе контроля за своевременной регистрацией предпринимателями договоров аренды, гарантирующих бюджетные поступления.
Ведущей темой в расходной части бюджета этого года исполнительная власть видит коммунальную. "Люди, которые живут в тепле, никогда не поймут людей, которые живут в холоде!", — заявил Сергей Иванов, давая поручение соответствующим службам учесть в статьях расходов все обещания в жилищно-коммунальной сфере, данные севастопольцам за год. "Я бы просто просил учесть те вопросы, которые мы не то что решали, а просто вытягивали! В 2006 году работать в таком режиме нельзя", — считает С.Иванов.
Так же как главное задание 2006 года СГГА будет предлагать горсовету решение проблем коммунального хозяйства в области полного покрытия разницы между себестоимостью услуг для населения и установленными на них тарифами. В противном случае из бюджета города потребуется 62 миллиона гривен.
При формировании бюджета города на 2006 год специалисты СГГА уже столкнулись с определенным давлением со стороны некоторых политических сил. Это вынудило главу исполнительной власти Сергея Иванова сделать заявление о том, что он не допустит использование бюджетного процесса в политическом пиаре. "Бюджет должен защищать горожан, а не служить политикам", — заявил он.
ПРОЕДАНИЕ ИЛИ РАЗВИТИЕ?
Григорий ЛУЦАЙ, заместитель председателя СГГА:
— В целом, я думаю, что как и в прошлом году, в 2006-м главной задачей городской государственной администрации станет удержание городского совета депутатов от принятия популистских решений, особенно в предвыборный период. Речь идет не о защите от каких-либо социальных программ, а от их раздувания, абсолютно не подтвержденного доходами. Городской бюджет в отличие от государственного не имеет права быть дефицитным. И если будет ставиться вопрос об увеличении финансирования каких-либо программ, надо будет продумывать и дополнительный источник доходов либо снимать средства с других сфер.
Останавливаясь на коммунальной сфере, необходимо сказать и о капитальном строительстве. Оно касается газоснабжения города в целом и жилых домов в частности, теплоснабжения, канализования, капитального ремонта жилого фонда. В этой отрасли темпы строительства будут сохранены, а где-то и увеличены. Делать мы это будем за счет облигационного займа. Ведь все средства общего фонда мы вынуждены тратить на здравоохранение, образование, культуру и дотации коммунальным предприятиям. Финансировать капитальное строительство из оставшихся средств в той степени, в которой хотелось бы, мы не сможем. Именно поэтому, чтобы не снижать темпы капитального строительства, мы вынуждены привлекать средства облигационного займа. Они обойдутся нам в 12% в год, но в любом случае это выгодно, потому что мы будем иметь возможность получать результаты освоения этих средств: построенные газопроводы, котельные, обновленные системы и сети теплоснабжения и канализования уже сегодня, а не в далеком будущем. Тем более что через пару лет стоимость выполнения этих же работ возрастет на те же 12%. В этом и заключается экономическая целесообразность облигационных займов. Многие регионы Украины уже идут по этому пути.
Однако необходимо отметить, что в доходную строку бюджета в этом году мы не вносим средства от продажи права аренды на землю, потому как постоянно сталкиваемся с нежеланием горсовета принимать такие решения.
В 2005 году "арендная" плата России Украине составляла 90 миллионов долларов. Проектом закона о статусе Севастополя, на который Президент Виктор Ющенко наложил вето, предусматривалось, что в бюджет города должна поступать половина арендной платы за базирование Черноморского флота России.
НА ЧТО ДОЛЖНЫ ПОЙТИ СРЕДСТВА В 2006 ГОДУ?
Николай ПИСАРЕВ, предприниматель:
— Бюджетные средства должны пойти на дотирование коммунального хозяйства с тем, чтобы тарифы на услуги не повышались, и были сохранены льготы наименее защищенным слоям населения. И важно, конечно, финансирование здравоохранения. А вот на что именно — здравоохранение само определится.
Александр Алексеевич, водитель:
— Мне интересно знать, на что пойдут средства бюджета города. Хотелось бы, чтобы привели в порядок дороги. Они у нас в городе в ужасном состоянии. Еще в худшем виде дворовые территории. Пора восстанавливать скамейки в парках и скверах, уголки отдыха. Ведь это лицо города.
Михаил Борисович, пенсионер:
— Надеюсь, что найдутся деньги и на "мусорную" проблему. Контейнеры за пару часов наполняются, и больше к ним в течение дня никто не подходит. Ветер разносит бумажки, полиэтилен по улицам. Когда же в городе, который прежде славился чистотой, будет наведен порядок? На это должно быть направлено бюджетное финансирование. Тут на "авось" рассчитывать нельзя.
Тамара ДМИТРИЕВА, жительница пр.Генерала Острякова:
— Меня беспокоит отсутствие освещения во дворах, подъездах. Идешь домой в темноте. Всегда волнуюсь за ребенка, который возвращается из школы во вторую смену. Ходим с фонариками. А вообще об улучшении освещения города надо подумать нашим депутатам и коммунальным службам.
Геннадий Владимирович, художник:
— Троллейбусы другой раз по часу ждешь на остановке. Как объясняют, половина стоят поломанными. А новые не закупаются. Я бы часть средств направил на закупку этого экологически чистого транспорта. А вот маршруток, я считаю, в городе уже избыток.
Валерий Васильевич, инженер:
— Нужно учесть состояние нашего здравоохранения. Нельзя все расходы перекладывать на пациента! Должно же быть у нас бесплатное лечение хотя бы для пожилых людей. Если кто-то в семье заболел, то это катастрофа для семейного кошелька.