Сегодня, когда курортный сезон почти завершен, можно подвести некоторые итоги. И если налоговики еще ожидают результатов квартальных деклараций по прибыли, чтобы сделать окончательный вывод, то сами предприниматели уже наверняка знают, хватит ли заработанных денег, чтобы в период межсезонья жить в достатке. Обсуждают и руководители города, стал ли, судя по налоговой отдаче, Севастополь курортом.Сравнительный анализ уплаты налогов в зимний и летний периоды показывает, что почти 3,5 тысячи субъектов предпринимательской деятельности увеличили налоговые поступления более чем на 25 миллионов гривен. На 40 процентов выросли платежи налогоплательщиков, состоящих на учете в инспекции Ленинского района, на 28 процентов — в инспекции Гагаринского района. Казалось бы, статистика подтверждает курортный облик города. Но налоговая служба далека от успокоенности, так как 2153 предприятия допустили снижение уплаты налогов более чем на 10 миллионов гривен. Впрочем, конкретный анализ показывает, что предприятий торговли и общественного питания в таком списке почти нет. Основные объемы снижения показали ОАО «ЦКБ «Коралл», ОАО «Севастопольгаз», ЗАПСО «Севастопольжилстрой», ООО «Таврида-Электрик» и еще десяток производителей. Как правило, предприятия такого профиля имеют «белую» бухгалтерию и их летний неуспех в каждом случае объясняется конкретной причиной: неоплатой заказов, задолженностью дебиторов, невозвратом по цепочке НДС.
О том, что налоговый контроль за предприятиями курортного сервиса не был ослаблен, говорят такие данные:
— поступления от предприятий транспорта увеличили 92 плательщика на 3,3 миллиона гривен;
— от оптовой и розничной торговли — 859 плательщиков на 2,4 миллиона гривен;
— от бытового обслуживания — 107 плательщиков на 132 тысячи гривен;
— от сферы туризма — 220 плательщиков на 862 тысячи гривен.
Вместе с тем, как и по всей Украине, самыми массовыми налоговыми нарушениями в севастопольском регионе продолжают оставаться те, которые связаны с применением регистраторов расчетных операций. Для преодоления такого налогового неповиновения в нынешнем курортном сезоне проведено проверок в 1,7 раза больше, чем в минувшем, и сумма доначисленных финансовых санкций увеличилась с 314 тысяч в 2001 году до 589 тысяч гривен, или в 1,8 раза. Существенно увеличился и размер финансовых наказаний в расчете на одно нарушение, достигнув 616 гривен. В 2,3 раза чаще, чем в прошлом году, подвергались нарушители административным штрафам.
Достаточно выразителен анализ выторгов в расчете на один кассовый аппарат, такой объем поступлений вырос на 12 процентов, что в натуральном выражении составляет по Севастополю «скачок» с 62,8 миллиона гривен до 71,7 миллиона гривен. Понятно, что субъекты предпринимательства вряд ли добровольно пошли на столь солидное увеличение отчетной выручки, а сделали это только под давлением налоговых проверок.
Не бездействовала и налоговая милиция. По результатам проверок ее сотрудников доначисления составили 765 тысяч гривен, изъято алкогольных напитков и табачных изделий (фальсифицированных, контрабандных либо без оплаты положенных налогов) на 137 тысяч гривен.
Налогоплательщики, чьи бары, рестораны, кафе, летние площадки, магазины по два и более раз попадали в акты проверок с серьезными нарушениями, закрепили за собой репутацию «неблагонадежных». Это значит, что и зимой им стоит ожидать оперативных налоговых проверок в отличие от тех «точек», где нарушения были случайными или мизерными. Кроме того, анализ деклараций по прибыли третьего квартала позволит определить группу риска, объединив в таком списке субъектов хозяйствования, по которым предстоит спланировать и провести как документальные, так и тематические проверки.
Лето уходит так же быстро, как придет следующее. Имидж, в том числе и налоговой добросовестности, создается дольше и сложнее. Имея возможность полноценного анализа балансовых результатов деятельности предприятий, налоговая служба намерена влиять на налоговую отдачу субъектов хозяйствования, чтобы курортное лето еще более обильно «кормило» не только владельцев бизнеса такого профиля, но и, севастопольскую казну.