Очередное выездное заседание коллегии Министерства экологии и природных ресурсов прошло в Гурзуфе при участии депутатов Верховной Рады, представителей местных советов и исполнительной власти, общественных организаций, ученых и военных специалистов.
По инициативе министра экологии и природных ресурсов Сергея Курыкина в повестке дня были объединены два взаимосвязанных вопроса: «Об экологической ситуации в АРК» и «Об экологической ситуации в Севастополе». Административные границы между этими регионами ни в коем случае не означают наличия реальной границы между экосистемами. Загрязнение окружающей среды в Севастополе немедленно отражается в Крыму, а любые негативные процессы в автономии отражаются на Севастополе.
К сожалению, за последние годы на полуострове накопились нерешенные проблемы, угрожающие устойчивости экосистемы Крыма. Это и истребление лесных ресурсов, и загрязнение воздуха вредными автомобильными выбросами, выбросами промышленных предприятий, загрязнение моря и снижение качества водных ресурсов полуострова.
К решению этих важных проблем министерство экологии имеет самое непосредственное отношение, а потому члены коллегии и приглашенные специалисты собрались на Южном берегу Крыма. Они не только наметили круг болевых точек, но и обсудили варианты выхода из кризиса. В заседании коллегии приняли участие специалисты Черноморского флота во главе с вице-адмиралом Орловым — заместителем командующего флотом. Решать проблемы вредного воздействия частей и кораблей флота на экосистему Севастополя можно только в режиме постоянного диалога. По мнению министра экологии Сергея Курыкина, коллегия стала не просто совещанием формального характера, а обозначила начало качественно нового этапа природоохранной деятельности, связанной, в частности, с функционированием военных объектов как Черноморского флота, так и Военно-Морских Сил Украины.
Коллегия также рассмотрела эффективность реализации программ международного сотрудничества, не подразумевающих, как правило, получения финансовой помощи. В силу трансграничного характера проблем, их глобальности воздействия на устойчивость развития министерство экологии наметило пути международного сотрудничества. Причем намечены и реализуются мероприятия по тесной координации действий природоохранного ведомства страны с коллегами из МИДа. Такая согласованность поднимает имидж Украины на международной арене и выходит за рамки чисто экологических аспектов, приобретая политический характер. Сегодня Украина имеет неиспользованный ресурс, заключающийся в большом пакете экологических инициатив, который министерство экологии Украины готово вынести на обсуждение мирового сообщества и реализовывать на региональном уровне.
А что касается финансов, то это для министерства экологии больной вопрос. Сколько ни говори об экологии, решение проблем упирается в финансирование как в инструмент природоохранной деятельности. Цифры предельного финансирования, предложенные министерством финансов на 2003 год, ни в коем разе не удовлетворяют министерство экологии. Коллегия критически оценила результаты выполнения бюджета за 2001 год и ход выполнения бюджета текущего года. Настало время провести обзор и анализ тех трат, которые осуществляются из фонда охраны окружающей среды. В руках министерства экологии этот фонд является гибким и эффективным финансовым инструментом. Денег в нем не так уж и много — 42 млн гривен на всю Украину и на весь 2002 год. Для страны с населением почти в 50 млн человек эта цифра не соответствует ее реальным потребностям. А значит, эти 42 млн гривен необходимо расходовать предельно разумно с учетом интересов всех регионов Украины и страны в целом.
Вопросы обсуждены, пути их решения намечены. Остается их реализовать.