Мы должны сегодня все же отдавать себе отчет в том, какие возможности для людей, наших соотечественников, открывают далеко не худшие, а наоборот, весьма демократичные законы родной страны, не возбраняющие ни свободы передвижения, ни свободы выбора. Однако не секрет, что многие выходцы из Украины, ищущие и нашедшие лучшую долю за рубежом, порой возвращаются-таки на родину, обогащенные опытом, полезным для общества… Марат Зборовский избрал свою стезю и, публикуя его письма в Севастополе, мы просто хотели сказать одно: любой человек своими руками и головой создает свое будущее. Самое главное — не чернить родные пенаты, помнить, что человеческое достоинство — это прежде всего понятие генетическое.»Здравствуй, Дима! Извини меня, пожалуйста, за то, что я не писал тебе столько времени, хотя и обещал. Мне, конечно, нет оправдания, и я не пытаюсь его получить. Я довольно ленивый человек, поверь мне. И, конечно, у меня не было времени. В этой стране я по-настоящему ощутил, что такое дефицит свободного времени. Американцы называют это rat rase — крысиные бега, и это точно. После работы иду в колледж и учу английский язык, но давай обо всем по порядку.
После моего отъезда прошло достаточно времени, и все неприятные впечатления немного сгладились. Уже кажется, что все это было не со мной. А вспомнить есть что. Например, как на Курском вокзале встретили нас рэкетиры и потребовали миллион рублей за то, чтобы отвезти в «Шереметьево». Хорошо что у одного из встречающих нас людей при себе был пистолет — газовый, но выглядел, как «Макаров». В общем, отбились от бандитов, приехали в «Шереметьево», где Родина оказала нам последние «почести», унизив напоследок. Мне не хочется писать про таможню и личный «шмон», который нам там устроили. Зато какой был контраст, когда мы наконец вошли в самолет «Боинг-747», где стюардессы радостно хлопали в ладоши и улыбались нам! Через 12 часов я оказался в Нью-Йорке. Пробыв там около пяти часов, полетел в Форт Лаудердэйл, где сейчас живу. Через пару месяцев нашел работу в продуктовом магазине — кручу мясо в мясорубке. Работа, должен тебе сказать, мерзкая, но с моим знанием английского языка трудно найти что-нибудь лучше. Платят мне 6 долларов в час, а когда есть overtime — то есть свыше 40 часов в неделю — то $9. Этого достаточно, чтобы прожить, но не более. Я купил машину — «Тойоту» 1989 года выпуска с небольшим пробегом за 5500 долларов. Машина классная, и я получаю удовольствие, когда ее вожу. Как говорят американцы — I enjoy driving my car.
Должен заметить, что культурная жизнь здесь достаточно бедная. Есть ребята и девочки из бывшего Советского Союза, но я, откровенно говоря, не получаю большого удовольствия от общения с ними. В Севастополе все было гораздо лучше.
К нам недавно приезжал Розенбаум, и я ходил на его концерт. Посылаю тебе фотографию. Концерт был клевым, я получил огромное удовольствие. В основном он пел песни из своих двух последних альбомов «Ностальгия» и «Вялотекущая шизофрения», а также свои старые блатные песни.
Сейчас у меня vacation — отпуск и я могу немного отдохнуть. Через пару дней собираюсь в Дисней World, где я еще ни разу не был. Это недалеко от нас, около четырех часов езды на машине по автомагистрали. А вообще, Дима, скучаю немного по Севастополю, по старым друзьям. Поверь, здесь все не так. Но ладно, я выбрал свою судьбу и не хочу хныкать. Как там поживают Дима и Саша? Юра не получил еще свою дозу радиации? Пиши и, пожалуйста, не повторяй мой сволочной пример — ответь promptly (быстро). Пока, твой друг Марат. 16.04.1995 г.»
«Здравствуй, Дима! Наконец-то я собрался написать тебе письмо после нашего телефонного разговора. Мне очень приятно было услышать, что у тебя все более или менее в порядке. Как дела у твоих родителей? Огород растет, дом достроен? У тебя вроде как дача почти на берегу моря… Здесь это круто и недешево. Как вообще дела в Севастополе? По ночам стреляют или все уже поделили? Сколько стоят квартиры и машины? Напиши подробнее, все-таки интересно. Черное море еще не изгадили полностью? Эх, не хватает мне здесь Голубой бухты и Феолента… Во Флориде местность равнинная и болотистая, самый высокий холм — метров 300 над уровнем моря. Скал в море нет совсем, если не считать подводных рифов.
Теперь расскажу о себе. Как я тебе уже говорил по телефону, я решил переквалифицироваться в программиста. Пошел в местный «универ» брать необходимые курсы и заодно нашел там работу на полставки — тестировать программы. Платят 10 долларов в час, на жизнь хватает. По идее, должен завершить процесс через год. Сейчас здесь бум на программистов, так что работу будет найти несложно. Хотя, если экономика пойдет в рецессию, будет неприятно. Надеюсь, все обойдется. Посылаю тебе пару открыток из Флориды. Но учти, на них все выглядит лучше, чем на самом деле. В действительности здесь хорошо, если есть деньги. Хотя если есть деньги, то хорошо везде. А может, я не прав? Ладно, закругляюсь. Пиши, не забывай. Твой друг Марат. 17.09.1998 г.»
«Привет, Дима! Извини, что так долго не писал, но я, наверное, не любитель эпистолярного жанра. У меня в жизни произошли значительные перемены. Я уже два года женат. Кстати, моя жена Аня передает тебе большой привет, и это она заставляет меня писать письма. Я все так же работаю на «Моторолу». Как ты знаешь, я переквалифицировался в программиста и пишу софт для сотовых (мобильных) телефонов. Тебе в конверт вложил картинку одной из моделей, которая мне лично нравится больше всего и которую я подарил Ане на 8 Марта. Два года жизни было потрачено на нее, даже немного жалко тех лет. Ведь годы летят… Ну ладно, хватит о грустном! Я купил две новые машины, а свою старую «Тойоту» пожертвовал на благотворительность, тем самым списав ее с налогов. Новые машины марки Infinity-I-35 и G-35. Я не знаю, есть ли Infinity в Украине да и вообще в Европе, так как «Ниссан» изначально делал их для Штатов… Вот я и перечислил все свои новости. Ах да, еще я купил дом, так что адрес у меня поменялся. Большое спасибо тебе за фотки — вид моего бывшего дома навеял на меня небольшую ностальгию. Там все-таки прошли часть моего детства и юность. Ну да что ни делается — все к лучшему. Передай от меня большой привет твоим маме и папе. У меня дядя недавно ездил в Россию и заезжал в Севастополь. Ему очень понравилось, говорит, что город изменился к лучшему. Останавливался он в гостинице «Севастополь» и так «подогрел» меня своими рассказами, что мне самому захотелось съездить. Ну да время покажет. Буду закругляться. Пока! Передавай привет общим знакомым. Марат. 9.09.2002 г.»