Во втором чтении принят проект закона «О внедрении общеобязательного государственного социального медицинского страхования», сообщили в Минздраве. Может, система медпомощи станет эффективнее, а мы не будем ловить на себе вопросительные взгляды врачей: «Сколько заплатишь?»
Сейчас на лечение каждого из нас предусмотрено по 10 грн в год. А по замыслу создателей закона, медпомощь конкретному пациенту будет оплачена полностью. Страховщиками станут работодатели, органы местного самоуправления, фонды госсоцстраха. За каждым из них закрепят ту или иную категорию населения, и они ежемесячно будут делать взносы в Фонд медицинского страхования. По расчетам Главного управления стратегического планирования и новых медтехнологий, предприятиям предстоит «отстегивать» за своих работников 5% от фонда зарплаты. За каждого из пенсионеров, детей, инвалидов, безработных государство будет платить в Фонд медстраха 186,34 грн в год.
— В зависимости от того, как пройдет реформа в налоговом законодательстве, эти цифры еще могут измениться, — сказал вице-премьер-министр Украины Владимир Семиноженко. — В России, где обязательное медстрахование существует относительно недавно, предприятия перечисляют по 3,6% от фонда зарплаты, а во Франции и в Нидерландах — 19%. Сейчас законопроект готовится к третьему чтению в Верховной Раде.
Письмо Государственной инспекции по контролю за ценами от 10.09.2002 г. 32/5-5/821 «Об установлении предельных уровней торговых надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения», несомненно, заинтересует предприятия, реализующие через аптечную сеть лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Напомним, что в настоящее время Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации уполномочены регулировать предельные надбавки на определенные виды данной продукции. Так, в соответствии с п.12 приложения к постановлению Кабинета министров «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов по регулированию цен (тарифов)» от 25.12.96 г. 1548 предельные торговые надбавки (наценки) на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, вошедшие в перечень отечественных и импортных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, цены на которые подлежат государственному регулированию, и реализуемые населению через аптечную сеть, определяются местными исполнительными органами в следующих размерах:
— в общем случае — на уровне не выше 35 процентов оптовой цены производителя (таможенной стоимости);
— в случае если указанная продукция приобретается государственными и коммунальными заведениями здравоохранения за бюджетные средства — на уровне не выше 10 процентов оптовой цены производителя (таможенной стоимости).
Перечень отечественных и импортных изделий медицинского назначения, цены на которые подлежат государственному регулированию (в отношении которых, собственно, и действуют предельные уровни), утвержден приказом Министерства здравоохранения и Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 03.12.2001 г. 480/294.
Данные мониторинга распоряжений обл(гор)госадминистраций относительно установления предельных уровней торговых надбавок на лекарственные средства по состоянию на 1 августа 2002 года свидетельствуют о том, что в севастопольском регионе, как говорится, еще по-божески местная власть устанавливает цены на то главное оружие, с которым человек один на один выходит в бой со своими недугами.
Правда, в плане установления предельной торговой надбавки за медпрепараты, цены на которые подлежат госрегулированию, Севастополь не выбивается из общей колеи: 10 процентов оптовой цены производителя (из бюджетных средств) и 35 процентов оптовой цены производителя — в общем случае. Однако, к примеру, в Житомирской области эти цифры местная громада откорректировала в таком варианте: 7; 25.
Что касается размера надбавки на прочие медпрепараты, то Севастополь выглядит более выигрышно по сравнению с целым рядом городов. Размеры торговых надбавок (в общем случае) в Николаевской обл. (28,6 — 50), в Одесской и Полтавской областях (22,5 — 51,1), Ивано-Франковской обл. (25 — 50) и еще более чем в десяти областях по сравнению с г.Севастополем (9 — 31) производят угнетающее впечатление. Но тем не менее в г.Киеве (2,4 — 42,9), в Черновицкой области (6,9 — 37,5), в Сумской обл. (6,1 — 59,4), в Ровенской области (5 — 35), в Луганской области (5,1 — 59,4), в Волынской обл. (2,6 — 55,5) и, наконец, в Закарпатской области (5,4 — 49,6). Согласитесь, цифры стартовой шкалы торговой надбавки выглядят все же чуть предпочтительнее севастопольских данных. Так что все в наших, оказывается, руках.