В условиях реформирования аграрного сектора экономики обеспечение законности в агропромышленном комплексе приобретает особо важное значение. Поэтому надзор за исполнением и применением законов в ходе аграрной реформы стал одним из главных направлений деятельности органов прокуратуры Севастополя. О том, как ведется эта работа, мы беседуем с прокурором города В.П.ДЕРЕЗОЙ.- Владимир Павлович, размеры сельхоззоны Севастополя невелики, данное направление не столь актуально для нашего города, как для других сельскохозяйственных областей Украины, так чем же вызвано такое пристальное внимание к агропромышленному сектору?
— В нашем городе под сельскохозяйственными угодьями находится земля площадью более 26 тысяч гектаров. В сельскохозяйственной зоне проживает около 22 тысяч человек, из них более 5 тысяч трудится на сельхозпредприятиях. Именно они стали непосредственными участниками реформирования, на себе ощущают трудности этого достаточно нового дела. И мы должны помочь им, а в конечном итоге — самим хозяйствам и государству в целом. Поэтому систематически проводим проверки соблюдения и исполнения законодательства об аграрной реформе.
В ходе реформы на базе совхозов создаются коллективные предприятия, сельскохозяйственные угодья которых подлежат распаеванию и передаче в частную собственность их членам. Из девяти сельхозхозяйств четыре реформированы, то есть созданы коллективные предприятия — ОАО «Севастопольский», ЗАО Софьи Перовской и два КСП — «Память Ленина» и «Красный Октябрь». В настоящее время в коллективную собственность передано около восьми тысяч гектаров продуктивных земель, из них 6400 — сельхозугодий. Сформированы также земельный запас на площади 543 гектара для предоставления гражданам, желающим организовать фермерское хозяйство, и резервный фонд на площади 1,6 тысячи гектаров для перераспределения его между работниками социальной сферы, проживающими на селе, и вновь прибывшими на постоянное место жительства. Конечно, при этом особую важность приобретают соблюдение и защита имущественных прав граждан.
— Что является документом, подтверждающим право собственности граждан на земельный пай?
— Согласно Указам Президента Украины о реформировании аграрного сектора экономики таким единственным документом является сертификат. Сертификаты должны выдаваться районными государственными администрациями. Однако в нарушение нормативных актов выданы они далеко не всем работникам сельхозпредприятий. К примеру, в КСП «Красный Октябрь» до настоящего времени 17 членов предприятия не получили этого документа на право собственности на земельный пай. Это, естественно, не дает людям возможности в дальнейшем распоряжаться своей землей. Органы прокуратуры соответственно встают на защиту интересов граждан. В прошлом году в указанной сфере были привлечены к ответственности пять должностных лиц, взыскано средств на сумму 1,5 тысячи гривен, внесено шесть документов прокурорского реагирования. Но организованные и проведенные органами прокуратуры города в текущем году проверки свидетельствуют, что в КСП продолжают допускаться нарушения законодательства.
В противовес требованиям закона не во всех коллективных сельхозпредприятиях заключаются договоры аренды с собственниками земли. Так, в ЗАО Софьи Перовской не заключено 20 таких договоров, а в ОАО «Севастопольский» — 12. То есть гражданам причиняется ущерб — они не получают гарантированную законом арендную плату за использование КСП их земельных участков. Более того, в ЗАО Софьи Перовской указанные в договорах размеры арендной платы занижаются до 1 процента. Но согласно Указу Президента Украины «О дополнительных мерах по социальной защите крестьян — собственников земельных участков и земельных паев» данная сумма должна составлять, в зависимости от того, работает собственник земли на предприятии или нет, соответственно 1,5 процента и 2 процента от стоимости пая. Вот и получается, что граждане недополучают определенные суммы денежных средств, а лица, не работающие на предприятии, получают в два раза меньше положенного. Это недопустимо.
— Арендная плата — важная часть дохода для многих семей селян. Всегда ли она выплачивается своевременно?
— Далеко не всегда. Например, на базе КСП «Красный Октябрь» создано ООО «Долина-2», с которым 350 членов КСП заключили договоры аренды земельных паев с указанием арендной платы в размере 840 гривен за один пай. Однако руководство «Долины-2» договорные обязательства перед собственниками не выполнило. За аренду лишь одного (!) пая единственному арендодателю выдано всего 120 килограммов пшеницы и 0,5 тонны соломы, что в эквиваленте составляет не более 200 гривен. Данный факт лишний раз подтверждает, как грубо нарушаются имущественные права крестьян. При этом действенный контроль за их соблюдением не осуществляется государственными контролирующими органами — управлениями сельского хозяйства и продовольствия и земельных ресурсов Севастопольской горгосадминистрации.
— Владимир Павлович, законодательными актами предусмотрено, что в случае выхода собственника земельного пая из сельхозпредприятия земельный участок ему должен быть отведен и выделен в натуре. Всегда ли обеспечивается строгое соблюдение этого установленного порядка?
— Нет. Например, из выбывших 120 членов КСП «Красный Октябрь» в течение 2001 — 2002 годов лишь одному человеку была выделена земля в натуре и оформлен государственный акт на право частной собственности на землю. Это еще раз говорит о том, что органы исполнительной власти должным образом не обеспечивают право свободного выхода членам КСП из этих предприятий.
Органами прокуратуры внесены представления в КСП «Красный Октябрь» и ЗАО Софьи Перовской с требованиями устранить выявленные нарушения законодательства и привлечь к ответственности виновных должностных лиц.
— Аграрную реформу предусмотрено провести в два этапа: распаевание земли и распаевание остального имущества КСП. Если первый практически закончен, то как обстоят дела с имуществом, выделяется ли оно в натуре?
— Судя по обращениям селян, и в этот вопрос требуется вмешательство прокуратуры. В настоящее время органами прокуратуры проводится проверка исполнения законодательства, регулирующего порядок распределения имущественных паев. Особое внимание будет уделено роли управления сельского хозяйства и продовольствия СГГА в соблюдении имущественных прав граждан. Если бы это управление и его структурные подразделения в районах добросовестно выполняли свои обязанности по реализации государственной политики в сфере регулирования земельных отношений, координации проведения земельной реформы, то преобразования в аграрном секторе проходили бы гораздо интенсивней и результативней.
На снимке: кто же хозяин на этой земле?