Об этом рассказывает начальник Севастопольского управления по делам защиты прав потребителей Тамара Павловна КОЛЬЦОВА: — Только за 9 месяцев этого года к нам поступило 1024 обращений севастопольцев: письменных — 256, при личном приеме граждан — 156, в журнале по мониторингу нарушений прав потребителей — 612. В общем же их количество, по сравнению с таким же периодом прошлого года, увеличилось на 16%. На 36% выросло число заявлений граждан, рассмотренных за 15 дней.
Анализ характера обращений показал, что потребители стали меньше поднимать вопросы качества продовольственных товаров отечественного производства, но резко возросло количество жалоб на импорт непродовольственной группы: мебель, холодильники, аудио- и видеоаппаратура, стиральные машины и т.п. Особенно нужно отметить низкое качество продаваемых у нас мобильных телефонов: только в третьем квартале по этому вопросу в наше управление поступило 9 обращений.
Проблемы со сложной бытовой техникой часто связаны с «хитрыми» схемами ее реализации, позволяющими продавцам не выполнять гарантийные обязательства. Например, в одном и том же магазине однородным товаром торгуют два или более предпринимателей. Один из них выдает гарантийный талон к товару, но никогда четко не указывает, кто именно продал. А затем всячески избегает встречи с потребителем, если тот возвращается с проблемной покупкой. И чей именно это был товар порой очень трудно потом доказать. Покупатель-то приходит со своими претензиями в магазин вообще, а не к отдельному предпринимателю. Естественно, что остальные торговцы гарантию своего «коллеги» не признают: ждите или ищите, мол, своего! Разумеется, заявления не принимают.
Часто продавцы отговариваются тем, что принимать письменные заявления потребителей им якобы запретил директор. А самого директора найти невозможно. Посылают по почте с уведомлением — адресаты-предприниматели за такой корреспонденцией просто не приходят. Уловок много. А срок гарантии-то проходит… То есть гарантии-то покупателю дают, но от удовлетворения их требований отказываются. Иногда даже утверждают, что их-де «фирма» данный товар не продавала, это кто-то другой их штамп на чеке поставил, ибо данный штамп у них утерян или украден.
Совет при выборе техники: не нужно хвататься за первое попавшееся и соблазняться дешевизной — как правило, она мнимая! И, конечно, четко выбирайте магазин, который уже зарекомендовал себя неукоснительным исполнением гарантий.
По-прежнему очень много жалоб — более половины от всего количества — на низкое качество обуви как отечественного производства, так и импортного (21 заявление, что на 91% больше, чем в 2001 г.). Она не выдерживает даже гарантийного срока носки. Как правило, отсутствует инструкция по хранению и уходу за ней, а следовательно, есть повод недобросовестным продавцам уходить от ответственности, отговариваясь, например, что «эти туфли (сапоги, ботинки) в дождь не ообувают». Это — о якобы кожаной обуви! Настоящая кожаная обувь должна выдерживать любые дожди, грязь, снегопады и т.п.
Сейчас в городе открылась масса обувных магазинов, куда поступает масса товара неизвестного порой происхождения. В основном везут из Одессы. Эта обувь практически не имеет о себе никакой информации: ни данных о производителе, ни артикула, ни сведений о примененном сырье (искусственная, натуральная кожа или прессованная), о составе верха, низа и т.д. Так что совет всем: спрашивайте сами, где обувь изготовлена. К слову сказать: та же картина с привозной мебелью — она практически вся продается без маркировки. О штрих-коде и речи не идет. Говорят: итальянская. Но извините — производители из этой страны на каждый элемент гарнитура отдельный паспорт дают!
Еще раз напоминаю всем потребителям: чтобы можно было решить возникшие проблемы с магазином или продавцом на рынке, ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно требовать при покупке так называемый «мягкий чек». Его вам обязаны дать в бутике, без каких-либо отговорок, а на всех рынках — именно «по требованию» покупателя. В чеке должны быть указаны: дата продажи, стоимость товара и непременно срок гарантии. Как правило, на обувь кожаную и из кожзаменителей по ГОСТу она составляет от месяца до двух с половиной.
Немалые проблемы возникают у покупателей дешевой обуви, в народе называемого «конфискатом». На самом деле это — товар, снятый с реализации в других странах из-за истечения своих сроков годности. Использованные клеи, нитки и другие материалы от времени хранения теряют свои качества. В такой обуви уже происходят необратимые процессы, и производителям или торговцам выгоднее импортировать ее, чем утилизировать у себя. Так что запомните: обувь за 35 гривен служить даже пару лет не будет. Но даже при покупке такой «разовой» обуви нужно брать чек. Если его не дают, лучше не покупать: значит, тут какая-то проблема.
По сравнению с прошлым годом на 34% увеличилось и количество обращений по платным услугам, в том числе по жилищно-коммунальным — на 90%, т.е. почти в два раза. Анализ показывает: это вызвано тем, что жилой фонд города практически капитально не ремонтируется, производятся отдельные косметические работы или ремонты в аварийных ситуациях. Подъезды, как правило, вообще не приводятся в порядок. Так, при проверке РЭП-1 по жалобе потребителя установлено, что в подведомственном этому предприятию жилом фонде необходим ремонт 21 подъезда. А произведен он в этом году только в двух, т.к. в стоимость квартплаты за 1 кв.м общей площади 0,23 грн не входят расходы на текущий ремонт подъездов.
Чрезвычайно много — только зафиксированных у нас более 50 — жалоб и нареканий на работу мастерской по ремонту обуви и кожгалантереи на Большой Морской, 38. Всего за 9 месяцев наши специалисты провели 437 проверок, из них по жалобам — 326. По результатам рассмотрения обращений за некачественные товары, работы и услуги потребителям возвращено 56520 гривен. Два раза в неделю бесплатно у нас проводят консультации юристы, которые от имени управления защищают права потребителей в суде. Сейчас там рассматриваются 8 исков. Также по результатам рассмотрения заявлений горожан субъектам предпринимательской деятельности вынесено 39 предписаний об устранении нарушений прав потребителей, к административной ответственности привлечено 214 человек, экономические санкции составили 53 тысячи гривен.