Президент Украины подписал закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2003 год» и закон Украины «Об установлении размера минимальной заработной платы на 2003 год», а также направил в Верховную Раду Украины письмо со своими замечаниями к этим законам

Уважаемые народные депутаты!

Учитывая важное социально-политическое и экономическое значение введения государственного бюджета в действие с начала года, мною подписан закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2003 год».

Я также подписал закон Украины «Об установлении размера минимальной заработной платы на 2003 год» от 26 декабря 2002 года.

Принятый бюджет в целом имеет существенные преимущества перед предшествующими, прежде всего относительно сбалансированности и реальности выполнения его показателей, которые более объективно учитывают экономическую ситуацию в государстве, необходимость закрепления ее положительной динамики, обеспечение приоритетности развития регионов, более четкое социальное направление.

Тем не менее и этот закон не лишен серьезных недостатков и противоречий.

Прежде всего он в который раз принят на устаревшей и чрезмерно обременительной для экономики налоговой базе, при наличии подготовленных в соответствии с современными требованиями налоговых законопроектов.

С учетом тенденций, сложившихся в последнее время, маловероятно и запланированное увеличение поступлений от налога на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость.

Увеличение поступлений налога на прибыль планируется частично обеспечить за счет дополнительного изъятия в бюджет части прибыли государственных предприятий (400 млн грн). В таком случае фактически эти предприятия должны будут платить дополнительный налог на прибыль, что ставит их в неравные (худшие) условия по сравнению с частными предприятиями. Это означает нарушение одного из основных принципов налогообложения — равной налоговой нагрузки независимо от форм собственности. Закон о государственном бюджете содержит положения, которые не только ухудшают существующие условия взыскания НДС, но и вводят дополнительные льготы по этому налогу. В частности, предусмотрено применение нулевой ставки НДС по операциям ввоза и продажи газа непосредственно потребителям, кроме бюджетных организаций и населения, использование векселей для оплаты НДС по операциям продажи газа, как импортируемого, так и добытого в Украине, а также для оплаты НДС при импорте товаров, если бюджет имеет задолженность перед налогоплательщиком относительно возмещения НДС за минувшие периоды. Эти положения закона являются серьезным фактором риска для доходной части бюджета.

Утвержденный бюджет предусматривает дефицитное финансирование в сумме 2,03 млрд грн, (0,8% ВВП). Это противоречит требованиям Послания Президента Украины «Европейский выбор» относительно соблюдения принципа бездефицитности государственного бюджета. Предусматриваемое бюджетом 2003г. возрастание долговой зависимости государства, в особенности внешней, приобретает опасные очертания. В сущности, впервые за последние 3 года, когда происходило снижение государственного долга, изменяется содержание долговой политики.

Крайне неопределенной кажется и возможность получения запланированных доходов от приватизации в сумме 2,15 млрд грн. Перемещение поступлений от приватизации из доходов бюджета в источники финансирования его дефицита имеет, в сущности, номинальный характер. Как и раньше, эти средства направляются не на расширенное восстановление основных фондов, как это предусматривается требованиями Президента Украины, а на финансирование преимущественно текущих расходов.

Угрозой для стабильности денежно-кредитной системы государства является беспрецедентное (на сумму 700 млн грн) изъятие доходов Национального банка Украины, а также части доходов государственных предприятий на инвестиционные цели в условиях сокращения прибылей и острой потребности этих предприятий в средствах для развития собственного производства.

Анализ межбюджетных расчетов свидетельствует о существенных недостатках и в этом вопросе. Речь идет о нарушении формализованных подходов при определении объемов фискальных изъятий и субвенций относительно отдельных регионов, что приводит не только к снижению ответственности органов местной власти за мобилизацию необходимых финансовых ресурсов, но и к реанимации «ручного» управления бюджетным процессом.

Вызывает тревогу и ненадлежащее обеспечение некоторых социальных параметров бюджета, в частности относительно повышения минимальной заработной платы, предусмотренного законом Украины «Об установлении размера минимальной заработной платы на 2003 год» от 26 декабря 2002 года, что требует дополнительно около 3 млрд грн бюджетных средств. Хочу напомнить, что мною была поставлена перед правительством задача обеспечить реальное экономически обоснованное повышение минимальной заработной платы. Парламентское большинство и правительство, сформированное большинством, должны нести солидарную ответственность за качество решений такого социального веса и значения, как пересмотр минимальной заработной платы.

Надеюсь, что за единогласным голосованием 364 народных депутатов 26 декабря стоят не какие-то популистские соображения, а трезвый экономический расчет.

Крайне отрицательно расцениваю тот факт, что существенно сокращается сравнительно с бюджетом 2002 года и без того недостаточное финансирование здравоохранения, социальной защиты и социального обеспечения населения, а также затрат на содержание и транспортное обслуживание работников органов внутренних дел. В особенности это контрастирует с сохранением на уровне 2002 года расходов на обслуживание Верховной Рады Украины.

Все это будет усложнять выполнение бюджета, отрицательно повлияет на решение текущих и стратегических социально-экономических задач и будет требовать решительных и согласованных действий соответствующих органов законодательной и исполнительной власти для предотвращения дестабилизации в экономике государства.

Уважаемые народные депутаты!

Прошу внимательно рассмотреть мои замечания и вернуться к вопросу государственного бюджета на 2003 год с целью внесения соответствующих изменений в него, которые бы устранили все вышеперечисленные недостатки, и безотлагательно определить механизмы покрытия дополнительных затрат, связанных с повышением размера минимальной заработной платы.

Со своей стороны буду требовать от правительства, органов исполнительной власти на местах безусловного выполнения предусмотренных законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2003 год» задач и проведения мероприятий по ослаблению возможного отрицательного действия его отдельных положений.

Другие статьи этого номера